На пути к чистым доходам: что несет России Парижское соглашение

Полный текст публикации

Ежегодные затраты российской промышленности на соблюдение ограничений по выбросам парниковых газов в период с 2021 по 2030 год не превысят 65–100 млрд руб.

21 сентября 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ о принятии Парижского соглашения по климату.

Основная цель данного соглашения — предотвратить изменение климата и удержать прирост глобальной средней температуры к концу XXI века в пределах «намного ниже» 2 °C сверх доиндустриальных показателей (участники соглашения намерены приложить усилия к ограничению роста температуры уровнем 1,5 °C). По мнению ученых-климатологов, главным антропогенным фактором глобального потепления является углекислый газ, поступающий в атмосферу в основном с выбросами промышленных предприятий. В связи с этим именно снижение уровня выбросов СOстало целевым показателем для реализации Парижского соглашения.

Предшествовавший этому документу Киотский протокол (1997 года) обязывал страны-участницы сократить выбросы парниковых газов относительно уровня 1990 года на 5,2%. Парижское соглашение не устанавливает общемировые нормативы снижения выбросов, а каждая страна-участница определяет целевые показатели самостоятельно (предполагается, что участники соглашения будут пересматривать их каждые пять лет). Для стран, не достигающих заявленных показателей, меры наказания не предусмотрены, но учет таких стран ведется в целях оказания им возможной помощи. Не устанавливает соглашение и строгих ограничений на смягчение целевых показателей выбросов СO2, однако в случае их несоблюдения страна-участница может понести репутационные издержки и подвергнуться давлению со стороны мировой общественности и СМИ. По прошествии минимального трехлетнего срока членства (не считая срока, необходимого для юридического оформления вопроса) страна-участница может выйти из Парижского соглашения.

Для выполнения обязательств, предусмотренных соглашением, Россия установила цель снизить выбросы парниковых газов «до уровня 70–75% выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учета поглощающей способности российских лесов». 1 Существует мнение, что подобное ограничение может иметь значимые негативные последствия для экономики РФ. Эти опасения связаны с тем, что ряд исследователей 2 отметил низкую оценку поглощающей способности российских лесов, приведенную в углеродном балансе страны. Помимо этого, РСПП выразил опасения, что введение «углеродного налога» может нанести ущерб российской промышленности. 3 По мнению АКРА, оценку потенциальных рисков замедления экономического роста в связи с принятием Парижского соглашения нужно проводить с учетом корректной оценки поглощающей способности российских лесов.


1 Официальный документ о национально определяемом вкладе выбросов, представленный на портале https://www4.unfccc.int/
2 Аналитический обзор методик учета выбросов и поглощения лесами парниковых газов из атмосферы / А. Н. Филипчук, Н. В. Малышева, Б. Н. Моисеев, В. В. Страхов // Лесохоз. информ.: электрон. сетевой журн. — 2016. — № 3. — С. 36–85.
3 https://iz.ru/936877/2019-10-28/smi-soobshchili-ob-otkaze-pravitelstva-vvodit-predlozhennyi-chubaisom-nalog

Бо́льшая часть источников ориентируется на уровень 2,3 млрд т, который представляется АКРА более обоснованным.

По оценке Росгидромета, в 2017 году выбросы парниковых газов в СO2‑эквиваленте оказались на уровне 2,2 млрд т, что с учетом поглощения углерода лесами страны (580 млн т) эквивалентно 1,6 млрд т. Если сравнивать это с объемом выбросов парниковых газов в 1990 году (по разным оценкам — от 2,3 до 3,1 млрд т), то даже по самым консервативным подсчетам сейчас выбросы СO2 составляют 69% от уровня 1990 года (рис. 1), что укладывается в указанный выше целевой диапазон 70–75%. Следовательно, принятие Парижского соглашения не потребует от России немедленных действий по снижению уровня выбросов парниковых газов, и это дает стране преимущество перед другими развивающимися экономиками, существенно нарастившими выбросы после 1990 года. Лидером по темпам роста данного показателя стала Индия (объем выбросов Индии и Китая за прошедшие 29 лет вырос более чем в четыре раза), Бразилия увеличила выбросы в два раза, а ЮАР — в 1,4 раза.

Рисунок 1. Динамика по объемам выбросов парниковых газов с учетом их поглощения лесами

Источник: данные компании BP, расчеты АКРА

Российский подход к подсчетам площади «управляемых лесов» во многом отличается от принятых в Европе, что существенно занижает площадь учитываемых лесных поверхностей в РФ.

Существует определенная проблема учета площади, занимаемой лесами, и фактора поглощающей способности лесов разных возрастных категорий. В связи с различным толкованием термина «управляемые леса» в российском кадастре1 и рекомендациях МГЭИК ООН2 из расчетов поглощающей способности исключены 23% российских лесов, относящихся к категории резервных. Кроме того, согласно действующей методике МГЭИК 3, нулевой способностью к абсорбции СOобладают леса старшей возрастной категории — а они составляют 44% от общей площади лесного фонда РФ. Учитывая эти факторы, площадь учитываемых лесных поверхностей в России можно считать заниженной: по подсчетам некоторых исследователей 4, абсорбирующая способность российских лесов недооценена на 350 млн т.


1 Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990–2016 гг.
2 Межправительственная группа экспертов по изменению климата.
3 Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК, 2006 г. в 5-ти томах. Том 4. Сельское хозяйство, лесное хозяйство и другие виды землепользования Хаяма: Институт глобальных стратегий окружающей среды.
4 Аналитический обзор методик учета выбросов и поглощения лесами парниковых газов из атмосферы / А. Н. Филипчук, Н. В. Малышева, Б. Н. Моисеев, В. В. Страхов // Лесохоз. информ.: электрон. сетевой журн. — 2016. — № 3. — С. 36–85.

В связи с этим уточнение формулировки термина «лес» и актуализация методологии расчета объемов абсорбции парниковых газов российскими лесами приобретают важное значение для корректной оценки площади лесов страны и их поглощающей способности. В свете принятия Парижского соглашения терминологические и методологические недоработки должны быть устранены для укрепления позиции России в переговорах с зарубежными партнерами. Особую значимость это приобретает с учетом ожидаемого начала международной торговли квотами на выброс парниковых газов в России, которая может приносить значительные доходы.

Для России единственный известный опыт продажи квот на выбросы ограничивается сделкой, в которой «Газпром нефть» продала японским компаниям Mitsubishi и Nippon Oil в 2010 году углеродные квоты  на сумму около
3,5 млн евро.

Активно развивающиеся в мире системы торговли квотами (так называемые углеродные биржи, на которых осуществляется купля-продажа квот на сверхнормативный выброс СO2) выглядят привлекательными для России. В настоящий момент существует 20 подобных площадок в ЕС, США и Новой Зеландии. Отдельные пилотные проекты запущены в восьми провинциях Китая. Еще шесть бирж планируется открыть в ближайшие несколько лет. Самая крупная из них будет открыта в Китае в 2020 году — на ней будет вестись торговля квотами на избыточную эмиссию парниковых газов, суммарный объем которых составит 3,3 млрд т (30% от общего объема выбросов в Китае).

Создание подобной биржи в России откроет новые возможности для страны. Биржа позволит не только перераспределять квоты на выбросы между промышленными предприятиями внутри России и тем самым улучшать внутристрановой баланс, но и продавать избыточные квоты другим странам. Средняя текущая цена на мировых биржах составляет около 5 евро за тонну CO2, однако, по прогнозам ОЭСР, она будет расти и‍ к‍ 2030 году достигнет 60 евро за тонну. Исходя из подсчетов ученых, в‍ балансе выбросов парниковых газов России имеются резервные по отношению к‍ уровню 1990 года 350 млн т в год углекислого газа (с учетом поглощения лесами). Таким образом, доходы страны от экспорта избыточных квот могут составить до 1,8 млрд евро.

В настоящее время Минэкономразвития России разрабатывает закон «О государственном регулировании выбросов и поглощений парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также проект Стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, которые, помимо прочего, предполагают взимание оплаты за превышение квот на выброс парниковых газов. Проект пока не получил одобрения со стороны бизнес-кругов и экологических ведомств. Тем не менее АКРА полагает, что определенная компенсация за сверхнормативный выброс COвсе же будет установлена и ее размер составит 1 400–2 200 руб./т. Данная оценка соответствует примерным расходам на улавливание и захоронение тонны CO8.


8 Доклад о ходе выполнения в 2018 году комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, Минприроды России.

Рисунок 2. Потенциальные затраты на улавливание и захоронение CO2в случае введения платы за выбросы, превышающие уровень 1990 года

Источник: Росстат, расчеты АКРА

По оценкам АКРА, потенциальные затраты российских промышленных предприятий в случае необходимости оплаты избыточных (превышающих уровень 1990 года) выбросов в период с 2021 по 2030 год окажутся в диапазоне 65–100 млрд руб. в год. Это, по нашему мнению, не приведет к замедлению темпов роста российской экономики. Кроме того, переход промышленных предприятий к использованию более эффективных технологий может частично компенсировать эти затраты.

Для большой части компаний не должно стать проблемой непревышение уровня 1990 года по объему выброса парниковых газов. Снижение энергоемкости российской экономики — одна из ключевых задач, стоящих перед промышленностью, и некоторые компании уже достигли видимых результатов в этом направлении. Предприятия и инвесторы проявляют значительный интерес к оптимизации производства и внедрению новых экологически чистых технологий. В этой связи АКРА высоко оценивает перспективы выпуска российскими эмитентами «зеленых» облигаций для финансирования проектов экологической направленности, в том числе касающихся сокращения выбросов парниковых газов. Мировой объем выпуска «зеленых» облигаций в‍ 2018 году вырос на 3% в годовом сопоставлении и составил 167,3 млрд долл. США. Всего в выпуске «зеленых» бондов на национальном уровне участвовали уже 44 страны, а количество индивидуальных эмитентов только за 2018 году составляет 215. С учетом интереса к этому направлению выпуск «зеленых» облигаций может стать значимым источником финансирования проектов по увеличению энергоэффективности и для российских эмитентов, что позволит сократить выбросы парниковых газов.

Таким образом, ожидание негативных последствий принятия Парижского соглашения для российской экономики представляется необоснованным. Более того, присоединение к нему может дать России определенные политические и экономические выгоды. Например, по результатам экспертной оценки поглощающей способности российских лесов страна сможет экспортировать квоты на сумму до 2,2 млрд долл. США в год.