Нефинансовая отчетность

Полный текст публикации

Что это такое? Появление нефинансовых отчетов тесно связано с общим развитием концепции корпоративной ответственности или устойчивого развития. Сразу же следует заметить: здесь, как и в «материнской» теории, наблюдается некоторая терминологическая…

Thumbnail for - Нефинансовая отчетность

Что это такое?

Появление нефинансовых отчетов тесно связано с общим развитием концепции корпоративной ответственности или устойчивого развития. Сразу же следует заметить: здесь, как и в «материнской» теории, наблюдается некоторая терминологическая нестабильность.

Термин «нефинансовая (корпоративная) отчетность» не является общепризнанным, более того, ряд экспертов возражают против его использования, считая его неточным. Тем не менее, по аналогии с термином «нематериальные активы» экспертное сообщество использует именно выражение «нефинансовая отчетность» (часто опуская слово «корпоративная») как обобщенное название отчетов социальных, экологических, в области охраны труда и здоровья, в области корпоративного гражданства, по триединому итогу, в области устойчивого развития и т.д.

Исторический экскурс

Историю нефинансовой отчетности можно условно разделить на три этапа в зависимости от того, какую основную функцию выполняли отчеты.

Отчет как средство информирования

Первые практические попытки составления отчетов были предприняты в Европе в 70-х годах XX века. Такие раритетные тексты сейчас можно найти лишь в архивах компаний. Это были небольшие по объему документы, посвященные ограниченному кругу вопросов, в которых компании объясняли целевой аудитории, что и почему они делали. Нередко эти публикации появлялись в связи с конфликтными ситуациями, возникавшими либо внутри компании (среди работников, с участием профсоюзов), либо снаружи (претензии, предъявленные общественными организациями, жителями тех или иных территорий, критические выступления в прессе).

Эти отчеты редко имели четкую периодичность, как правило, в них не просматривалась преемственность содержания и т.д.

Информационная функция нефинансовых отчетов остается одной из важнейших, но сейчас она основательно дополнена другими стратегическими задачами.

Отчет как средство PR или системы коммуникаций

По мере того, как развивалась методология отчетности, а содержание отчетов становилось все более разнообразным, они начали активно использоваться компаниями в целях PR. Стремление прорекламировать свои достижения было настолько естественным и заразительным, что на этой стадии нефинансовая отчетность «застряла» надолго. Неумеренность в подобных действиях привела к появлению «антиотчетов» — документов, высмеивающих приемы, с помощью которых компании пытались убедить публику в том, что они «белые и пушистые».

Несмотря на призывы экспертного сообщества отказаться от такого подхода, едва ли PR-функция отчетов будет утрачена и в будущем, однако надо признать, что сегодня компании с большим опытом отчетности гораздо более тонко и аккуратно используют отчеты в этих целях.

По мере конвергенции теории стейкхолдеров и концепции корпоративной ответственности, все чаще звучали предложения использовать отчет как средство обратной связи с заинтересованными сторонами. Коммуникативная функция оказалась гораздо продуктивнее, чем только PR, и сегодня обязательно принимается во внимание при разработке концепции отчета.

Отчет как средство планирования и оценки деятельности

В 90-х годах сформировался подход, согласно которому деятельность в области корпоративной ответственности или устойчивого развития должна иметь системный характер, т.е. управляться так же, как и другие бизнес-процессы. Многие крупные компании разработали собственные системы управления этой деятельностью. Именно тогда определилась важнейшая внутренняя функция нефинансовых отчетов – это инструмент планирования и оценки деятельности.

Мотивы отчетности

Сегодня идея нефинансовой отчетности, как правило, поддерживается следующими наиболее часто приводимыми аргументами, важными с точки зрения внутренних задач компании.

Инвесторы и управляющие компании, особенно ограниченные в выборе объектов или инструментов инвестирования (такие как зарубежные пенсионные фонды), обязаны принимать во внимание все риски, связанные с объектом инвестирования, а также стремиться к тому, чтобы инвестиции не только выполняли свою основную задачу (повышали стоимость капитала), но и работали на благо общества. Позже из этого аргумента возникли различные инициативы социально ответственных инвесторов (например, Principles for Responsible Investment (PRI).

Для компаний, работающих с такими инвесторами, или компаний, акции которых свободно обращаются на финансовых рынках, пришло время принимать их аргументы всерьез.

Изменения в глобальной экономике поставили на повестку дня вопрос о более точной оценке стоимости компаний, так как в современных условиях компания может создавать не только ценности, которые относительно точно определяются с помощью международных систем бухгалтерского учета, но и дополнительную стоимость, не поддающуюся такой оценке. Разработка системы такой оценки – задача будущего, но нефинансовая отчетность является шагом в это будущее.

Наконец, наиболее прагматичный аргумент – если деятельность в какой-либо области ведется, ее результаты следует измерять и оценивать, иначе эта деятельность может обернуться непредвиденными убытками.

Немаловажным фактором, повлиявшим на тенденции в сфере нефинансовой отчетности, стало и то, что на концепцию устойчивого развития обратили внимание заинтересованные стороны – законодатели, исполнительная власть, профсоюзы, участники рынков и т.д. В результате требования внешней по отношению к компании среды начали меняться, и игнорировать их становится все труднее. Вот лишь некоторые примеры.

В ряде стран компании обязаны предоставлять (в разном объеме и формате) сведения, имеющие непосредственное отношение к задачам корпоративной ответственности и устойчивого развития (Франция, Швеция, Дания, Голландия, Норвегия, Великобритания, Австралия). Как правило, под действие этих законов подпадают наиболее крупные национальные компании, компании, акции которых продаются на бирже, а также компании с государственным участием.

На уровне Европейского Союза приняты законодательные акты, повлиявшие в итоге на технологии производства ряда продуктов (например, в автомобильной и авиастроительной отраслях, металлургии, химической промышленности и т.д.). Поскольку основные для бизнеса компании процессы взаимосвязаны (например, изменение технологий влечет изменение рынка труда, с одной стороны, и структуры спроса — с другой), с помощью нефинансовых отчетов можно смягчить и объяснить неминуемые последствия.

Появилось большое количество добровольных инициатив, в которых участвуют не только компании, но и государства, политические силы, общественность. Вот лишь некоторые из такого рода инициатив:

  • Декларация ОБСЕ по международным инвестициям и наднациональным корпорациям» (1976);
  • Международная конвенция по предупреждению коррупции в развивающихся странах (ОБСЕ, 1997);
  • Глобальный договор (ООН, 2000);
  • Международная инициатива по прозрачности добывающих отраслей (2003) и др.

Даже если сама компания не пожелала присоединиться к той или иной инициативе (равно как и Россия как государство), это не страхует ее от возможных требований открытости и подотчетности со стороны тех групп, которые в этих инициативах участвуют (ярким примером может служить Международная инициатива по прозрачности добывающих отраслей). Явной тенденцией последнего времени стало изменение характера отношений в такого рода инициативах: теперь недостаточно просто стать «подписантом» той или иной конвенции или соглашения; многие инициативы предполагают обязательную отчетность своих участников.

Перспективы

Судя по тому, как развивается нефинансовая отчетность в разных странах, этот феномен не собирается прекращать свое существование. Наиболее яркий и свежий пример – Китай, где за четыре года (с 2005 по 2008 годы) количество опубликованных отчетов возросло с девяти до 130 (для сравнения в России за тот же период динамика выглядит иначе: с 25 отчетов в 2004 году до 17 — в 2008-м). Исследователи нефинансовой отчетности уверены: в будущем благодаря всем компаниям и организациям, выпускающим отчеты, а также другим участникам процесса создание и функционирование нефинансовых отчетов будет технологичным и гораздо более эффективным для заинтересованных сторон.