Бизнес и права человека

Полный текст публикации

Интервью с директором Британского института международного и сравнительного права, профессором Робертом МакКоркводейлом (Robert McCorquodale).

Thumbnail for - Бизнес и права человека

Не безразличны к проблеме прав человека в области бизнеса?

Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН начинают приобретать все большее распространение в бизнес-сообществе, и в большинстве случаев имплементация прав человека в рамках корпоративной политики выпадает на долю сотрудников, занятых вопросами КСО. Какими советами вы можете с ними поделиться?

  1. Изучайте права человека – в любой их форме.

Права человека – это не просто набор гражданских и политических свобод, имеющих силу в демократических странах. Это и право на медицинскую помощь, и право на образование, и право на свободу собраний и объединений, право на неприкосновенность частной жизни, право на культурную интеграцию, не говоря уже о правах трудящихся, женщин и детей. Руководящие принципы ООН призывают коммерческие организации соблюдать любые права человека, даже несмотря на то, что некоторые из этих прав не закреплены законом в тех или иных странах.

  1. Работайте в сотрудничестве с отделами по контролю за соблюдением правовых норм и операционными подразделениями.

Ответственность за соблюдение прав человека выходит далеко за пределы отдела по КСО.  Эффективной выглядит схема, при которой отделения по контролю за соблюдением правовых норм (такие как: отдел охраны труда и техники безопасности, юридический отдел и департамент по отчетности) вместе со структурными подразделениями (такими как: руководители подразделений, отделы по найму персонала, а также отделы закупок и продаж) будут знать о существующих положительных практиках в области прав человека. Многие достойные стратегии не находят должного применения в региональных отделениях, поскольку территориально расположены вдали от головного офиса, плюс реализация этих стратегий может затягиваться на неопределенный срок, если местное сообщество посчитает, что нарушаются его права, или что бизнес-сообщество не воспринимает его всерьез. Со всеми указанными отделами необходимо проводить соответствующую работу, не рассматривать их как препятствие на пути к обеспечению должной заботы о правах человека. Именно этого требуют Руководящие принципы ООН.

  1. Учтите: КСО и защита прав человека – разные вещи.

КСО является важной составляющей в вопросах репутации бизнеса, его устойчивого развития и взаимодействия с обществом. В то время как права человека ориентированы на защиту человеческого достоинства тех, кого напрямую затрагивает деятельность коммерческих организаций, в особенности социально незащищенных слоев населения. Права человека не имеют отношения к добрым делам или благотворительным акциям со стороны бизнеса. К примеру, политика КСО может быть связана со стремлением уменьшить загрязнение окружающей среды, что позволит в том числе сократить производственные расходы и, в конечном итоге, улучшить репутацию компании в обществе. В то время как политика в отношении защиты прав человека начинает работать, лишь когда присутствует потенциальная угроза нарушения прав тех, кого непосредственно касается деятельность коммерческих организаций, и, вне зависимости от того, увеличатся ли в связи с этим производственные расходы, коммерческим структурам приходится реагировать на данный фактор. Редко в какой стране мира достаточно делать инвестиции и снабжать людей товарами, чтобы обеспечить соблюдение прав человека. Поэтому для реальной оценки влияния бизнеса на права человека необходимо проводить тщательную экспертизу.

Конечно, профессионалы в области КСО прекрасно осведомлены, что одним из подходов является сведение к минимуму недовольства со стороны местного сообщества. Благодаря этому, разница между КСО и защитой прав человека не так заметна.

  1. Говорите простым, понятном языком – по возможности используйте деловую речь.

Во многих случаях более продуктивным способом донести свою идею является употребление других терминов вместо термина «права человека». В зависимости от контекста можно сказать: достоинство, уважение, обеспечение безопасности, консультация, социальная справедливость, доступ к правосудию и т.п. Например, когда я работал в Судане, при обсуждении проблемы прав человека я пользовался лексикой из разных сфер: охрана труда, трудовое право, повышение социальной активности населения и т.д. Объяснял, что отсутствие дискриминации и, соответственно, уважение человеческого достоинства положительно влияют на продуктивность рабочего процесса.

Любопытно и то, что во всех государственных правовых актах отсутствует термин «права человека», его заменяют «борьба с коррупцией», «контрабанда», «гендерное равенство», «оплата труда» и др.

  1. Ищите полезные ресурсы.

Очень хороший ресурс по правам человека и бизнеса с набором успешных кейсов – Права человека в переводе. Сайт Ресурсный центр по вопросам бизнеса и прав человека содержит богатую базу материалов, здесь также публикуется свежая информация по теме.

  1. Назначьте ответственного по правам человека.

Кроме того, могу предложить организациям назначать ответственного по правам человека. Необязательно нанимать нового работника, это может быть тот, кто уже занимается похожей деятельностью, например, сотрудник, отвечающий за КСО. Но, в любом случае, это должен быть кто-то из ведущих специалистов, чей профессионализм не подвергается сомнению, и кто сможет нести ответственность за операционную и правовую деятельность, чья ответственность за права человека была бы прописана отдельной строкой в его должностных обязанностях. Это не влечет за собой кардинальных изменений в обязанностях специалиста, однако требует некоей внешней проверки. Для этой цели можно привлечь консультативную группу.

Вы в состоянии оказать влияние на изменения в международном праве и нормах делового поведения. Какое будущее нас ждет относительно бизнеса и прав человека?

Считаю, в будущем количество стран, в которых вырастут требования к отчетности коммерческих структур, будет только расти. Тема борьбы с коррупцией уже задала этот вектор, и вскоре тенденция затронет такие направления, как: контрабанда, горячие точки, гендерное равенство, оплата труда, трудовые отношения и т.д. Терминология прав человека в них вряд ли будет афишироваться, однако влияние, и довольно сильное, на защиту прав человека они все равно окажут. И постепенно новые стандарты будут вводиться не только в западных государствах.

Также я предвижу рост нормообразований в отношении прав человека среди торговых объединений. Давление со стороны общественности здесь может послужить одной из основных причин.

(Написано на картинке: — Почему? Ну почему я должен притворяться небезразличным, когда мне наплевать! – Ну-ну, старина… Конечно же, тебе плевать. А теперь соберись и возвращайся к работе…)

Руководящие принципы ООН не закреплены рамками международного законодательства. С одной стороны, это благо, с другой – зло. Какова вероятность того, что они послужат основой жесткого права, применимого к коммерческим организациям?

Первая опора (защита прав человека со стороны государства) и частично третья опора (судебная защита, что тоже является обязанностью государства) уже закреплены в международном праве. Хромает исполнение. И это при наличии критики со стороны наблюдательных органов. Но закон есть. Больше времени требуется для закрепления второй опоры (соблюдение прав человека в рамках корпоративной ответственности) и отчасти третьей (корпоративный механизм подачи и рассмотрения жалоб), но в будущем, полагаю, все образуется благодаря государственным нормативам, международным соглашениям, а также под давлением торговых ассоциаций (как это произошло в сфере борьбы с коррупцией).

Можете ли вы привести примеры успешного применения Руководящих принципов ООН в коммерческих организациях?

Пока рано делать какие-либо выводы, но безусловно радует тот факт, что, например, в компании «Нестле» появился специалист, в чьи обязанности входит защита прав человека. В целом, наиболее продвинулась вперед в данном направлении добывающая отрасль промышленности. Единственное, что настораживает, – большинство компаний, которые уделяют данной проблеме внимание, являются транснациональными, тогда как крайне важно привлекать малый и средний бизнес.

Каким образом специалисты по КСО могут популяризировать концепцию прав человека в бизнес-среде?

Многие специалисты по КСО вполне успешно этим занимаются, однако нужно понимать, что для достижения видимых результатов не обойтись без тех основных действий, о которых шла речь выше. Также следует принять как данность то, что их обязанности в области прав человека являются скорее дополнением, а не составляющей частью КСО.

В КСО преобладают принципы «мягкого права». Что может почерпнуть правозащитное сообщество из опыта КСО?

Специалисты в области КСО, как правило, очень эффективно проводят свою работу с коммерческими организациями на всех уровнях, и благодаря этому бизнес-сообщество понимает, что помимо финансовой прибыли существует еще и социальная ответственность. Это огромный шаг вперед на пути к соблюдению прав человека со стороны бизнеса (даже несмотря на всю разницу между КСО и защитой прав человека).

Профессионалы в области КСО продуктивно работают и над внедрением в политику и деятельность коммерческих структур отдельных направлений КСО, таких как, например, защита окружающей среды. Подобные специальные направления требуют от бизнес-компаний дополнительных затрат, но одновременно это положительно влияет на имидж организации. Во многих организациях специалисты в области КСО для улучшения ситуации применяют лучшие практики, механизмы саморегулирования и другие подобные методы. Таким образом, им приходится сталкиваться со многими вопросами, связанными в том числе и с защитой прав человека.

Тем не менее, вряд ли многие специалисты в области КСО смогут адаптироваться к тем особым требованиям, которые предъявляют Руководящие принципы ООН для обеспечения надлежащей защиты прав человека.

Существует ли уже какая-нибудь модель поведения, обеспечивающая соблюдение прав человека внутри организаций?

Еще слишком рано говорить о применении каких-либо моделей поведения. Для начала неплохо ознакомиться с Национальным планом действий Соединенного королевства по вопросам бизнеса и прав человека. Коммерческие организации должны помогать выстраивать наиболее эффективные модели поведения для различных отраслей бизнеса.

Какие ожидания на 2015 год у вас связаны сБританским институтом международного и сравнительного права?

В настоящее время у нас есть определенный диапазон деятельности в области прав человека (это помимо всей нашей международной правовой деятельности). К примеру, мы сотрудничаем с международной юридической фирмой «Нортон Роуз Фулбрайт» (Norton Rose Fulbright). Наша цель – понять, каким образом в коммерческих структурах обеспечивается надлежащая защита прав человека, определить, что для этого требуется, и благодаря этому выявить положительные практики. Было бы здорово получить обратную связь от специалистов в области КСО, которые обладают в данном вопросе достаточным опытом. Если вы готовы им с нами поделиться, заполните, пожалуйста, форму для участия в исследовании.

Кроме этого, мы сотрудничаем с правительством Великобритании по выявлению доступных средств правовой защиты для тех, кто столкнулся с нарушениями прав человека со стороны корпораций в Соединенном королевстве, а также оказываем консультационную поддержку другим правительствам при реализации их национальных планов действий по вопросам бизнеса и прав человека.

Биография – Роберт МакКоркводейл

Роберт МакКоркводейл – профессор в области международного права и прав человека, директор Британского института международного и сравнительного права в Лондоне. До этого он занимал должность декана юридического факультета в Ноттингемском университете, был барристером в «Брик Корт Чеймберз» (Brick Court Chambers) в Лондоне, научным сотрудником и преподавателем права в колледже «Сент-Джонс» Кембриджского университета и Австралийском национальном университете в Канберре. До того как заняться научной деятельностью, работал адвокатом по разрешению коммерческих споров в компаниях «Кинг энд ВудМаллесонс» (King&WoodMallesons) в Сиднее и «Герберт Смит Фрихиллс» (Herbert Smith Freehills) в Лондоне.

Исследовательские и педагогические интересы мистера МакКоркводейла лежат в области публичного международного права и прав человека, также затрагивают такие вопросы, как значение негосударственных субъектов, связь бизнеса и прав человека. Его работы широко публикуются. Он проводит консультации и тренинги для правительственных, негосударственных и международных организаций, а также всех, кого интересуют международное право и проблема защиты прав человека.

Мистер МакКоркводейл стал заниматься вопросами прав человека и бизнеса в начале 1990-х годов, когда проводил семинары на тему: «Риски в области прав человека» для высшего руководства компании BP. С тех пор он продолжает активно работать в данной сфере, проводит консультации на тему бизнеса и прав человека для разного рода учреждений, являясь независимым экспертом, поскольку никогда не занимался активной общественной, коммерческой или политической деятельностью. Его работа, помимо прочего, заключается в оказании консультационных услуг правительствам разных стран при разработке их национальных планов действий, в проведении семинаров и тренингов для транснациональных и юридических компаний, в поддержке некоммерческого сектора, в оказании юридической помощи. Он также сотрудничает с начинающими предпринимателями в Судане. Мистер МакКоркводейл является соавтором доклада «Третья опора: доступ к средствам судебной защиты при нарушении трансконтинентальными компаниями прав человека».