Бизнес сокращает бюджеты на благотворительность, настраиваясь на фандрайзинг и партнерство

Полный текст публикации

Результаты январского опроса проекта Форума Доноров «Барометр кризиса» показывают отрицательную динамику в отношении финансирования благотворительных программ. Если в декабре 2014 года компании заявляли об относительной стабильности в отношении финансирования социальной…

Результаты январского опроса проекта Форума Доноров «Барометр кризиса» показывают отрицательную динамику в отношении финансирования благотворительных программ. Если в декабре 2014 года компании заявляли об относительной стабильности в отношении финансирования социальной сферы, то в первый месяц 2015-го начали постепенно сокращать бюджеты и уменьшать количество проектов и программ по сравнению с 2014 годом.

«Барометр кризиса» — это проект Форума Доноров, направленный на мониторинг развития корпоративной благотворительности в России в актуальной экономической ситуации. Короткие опросы представителей крупных компаний, отвечающих за реализацию социальной политики, проводятся в конце каждого месяца, а результаты в аккумулированном виде публикуются на сайте www.donorsforum.ru. Проект запущен в декабре 2014 года. Первый опрос, в котором приняли участие 30 российских и международных компаний, реализующих благотворительные программы на территории РФ, показал относительную стабильность компаний в отношении финансирования социальной сферы. Кроме того, он показал заинтересованность в развитии корпоративного волонтерства.
В январском опросе приняли участие 32 компании. Часть вопросов к представителям компаний изменилась. Если в прошлом месяце о кадровой политике спрашивали лишь в отношении подразделений, отвечающих за благотворительность, то в этом месяце компании спросили в целом о ситуации с кадрами. Также добавились два новых вопроса: были ли внесены изменения в благотворительный программный портфель компании в 2015 году и какие антикризисные меры использует компания?

Результаты опроса показывают отрицательную динамику в отношении финансирования благотворительных программ по сравнению с данными опроса 2014 года. Лишь немногим более половины респондентов ответили, что благотворительный бюджет остался на уровне 2014 года. Четыре компании увеличили благотворительные бюджеты, восемь — констатировали сокращение бюджетов, при этом пять из них также отметили уменьшение количества проектов и программ по сравнению с 2014 годом.

В целом изменение программного портфеля отметили 11 компаний, при этом шесть из них увеличили, а пять – уменьшили число проектов.

В отношении кадровой политики серьезных изменений не зафиксировано. Две компании отметили тенденцию к сокращению штата, три – увеличили общее число сотрудников.

Пять компаний отметили, что не рассматривают какие-либо антикризисные меры в отношении поддержки социальных проектов, при этом две из них прокомментировали, что в настоящий момент не видят в них необходимости. Остальные компании отметили от одного до пяти видов антикризисных мер.

Из опрошенных 13 компаний пересмотрели приоритеты благотворительной деятельности.

Наиболее популярной антикризисной мерой остается развитие волонтерства (14 компаний). Столько же компаний отметили, что планируют привлекать дополнительные средства за счет фандрайзинга и/или развития частных пожертвований среди сотрудников и клиентов.

Треть компаний планируют развивать партнерство с другим бизнесом в социальной сфере.

Развитие волонтерства как антикризсной меры является предсказуемым, считают представители Evolution and Philanthropy. В то время как фандрайзинг у сотрудников и партнерство с другим бизнесом требует дальнейшего наблюдения. По мнению сотрудников Evolution and Philanthropy, партнерство с другим бизнесом в последнее время действительно точечно происходит, а что касается фандрайзинга у сотрудников, то нужно «понаблюдать, как в условиях кризиса и возможных сокращений это удастся сделать».

Партнерство с другим бизнесом в социальной сфере – новая тема, отмечают в Форуме Доноров. Некоторые компании говорят о намерении сотрудничества уже год-два, но на деле примеров очень мало. Тем интереснее, что столько компаний об этом заговорили в новых экономических условиях, подчеркивают в Форуме Доноров.

ХI ежегодная конференция «Благотворительность в России» газеты «Ведомости» будет посвящена партнерству в благотворительности, условиям, которые будут способствовать появлению настоящего, действенного партнерства и о том, ожидают ли внешние заинтересованные стороны — общество, СМИ, власть — развития партнерства между институциональными донорами.

Юлия Вяткина

Источник: Агентство социальной информации