Особую роль в расцвете ювелирного дела играл придворный поставщик Российского Императорского двора и многих королевских дворов Европы Карл Фаберже, чье имя стало синонимом ювелирного гения. Его работам посвящен отдельный раздел выставки, рассказывающий о вкладе мастера в российское ювелирное дело, насчитывающее более чем 1000-летнюю историю.
Выставка знакомит с историей возрождения национального ювелирного искусства, развитием Московской и Петербургской школ ювелиров. Эпоха охарактеризована стремлением общества к обновлению художественного языка, когда ведущие художники обратились к созданию декоративно-прикладных изделий, в том числе из серебра и золота, и стали сотрудничать с ювелирными фирмами. Синтез искусств вылился в неожиданные художественные решения для драгоценных изделий этого периода.
«Для нас большая честь поддержать эту уникальную выставку. Вторую половину XIX – начало ХХ века не даром называют эпохой «ювелирного Ренессанса» в России. В это время творила целая плеяда выдающихся придворных мастеров. С именем гениального Карла Фаберже знакомы многие, но важно понимать, что он был далеко не единственным представителем богатейшей русской ювелирной школы. Отрадно, что у посетителей Государственного исторического музея появилась возможность прикоснуться к роскоши работ придворных ювелиров, которые, без сомнения, являются прекрасным отражением быта императорского двора той эпохи», – прокомментировал заместитель генерального директора компании «Северсталь» Алексей Егоров.
Вниманию посетителей представлены предметы, выполненные в разных стилях: вещи из царских дворцов, памятные изделия, драгоценную галантерею, серебряную скульптуру. Раздел выставки рассказывает о русско-историческом стиле или «стиле национальной романтики», получившем большую популярность на рубеже веков благодаря преобладанию народных мотивов. Церковным предметам, которые занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве, и не выставлявшимся ранее экспонатам полковых музеев также посвящены отдельные разделы.