Процесс подготовки нефинансового отчета непрост, особенно если отчитывающаяся компания или организация большая, а опыт в этой области еще только предстоит наработать. Однако чем технологичнее будет этот процесс, тем большего количества трудностей удастся избежать.
Не вдаваясь в тонкости самого процесса, отметим только два вопроса, которые, как правило, задают компании, приступая к подготовке отчета.
Нужно ли проводить диалоги со стейкхолдерами?
Взаимодействие со стейкхолдерами в современной концепции корпоративной ответственности и устойчивого развития является неотъемлемым компонентом всей системы управления деятельностью в этой области. Позиция заинтересованных сторон может в различной степени влиять на формирование планов конкретных действий компании в экономической, социальной и экологической сферах.
Компания сама определяет, в какой мере она готова ориентироваться на мнение заинтересованных сторон. В нефинансовых отчетах ряда компаний можно найти подтверждение того, что, например, программы по взаимодействию с местным сообществом строились в основном на пожеланиях стейкхолдеров. Однако связь между стратегией (и программами или проектами) компании и позицией заинтересованных сторон может быть и опосредованной.
Главное – это готовность компании слышать своих стейкхолдеров и обязательно реагировать на их позицию. Именно в таком аспекте тема взаимодействия со стейкхолдерами должна находить отражение в отчетах.
Слово «диалог» сегодня широко применяется в общественно-политическом пространстве: его используют в тех случаях, когда возникает необходимость в процессе обмена мнениями для поиска компромиссного решения, которое бы в максимальной степени устраивало все стороны.
В концепции корпоративной ответственности слово «диалог» применяется в этом же значении. В этом смысле никаких специфических, отдельных от этой основной цели задач диалога в связи с подготовкой отчета не возникает (за исключением, возможно, лишь ситуации, в которой компания желает знать мнение стейкхолдеров о содержании отчета).
Выбор же форматов взаимодействия (очные или заочные мероприятия, степень публичности, охват заинтересованных сторон, расстановка приоритетов во взаимодействии и т.д.) решается компанией индивидуально, исходя из внутренних задач и текущей ситуации на рынке.
Нужно ли проводить аудит отчета?
Под аудитом/верификацией/ заверением отчета чаще всего понимается процедура проверки, анализа и подтверждения одного или нескольких аспектов:
- качества отчета (содержащейся в нем количественной и качественной информации),
- истинности представленных данных,
- соответствия содержания отчета выбранной (отчитывающейся организацией) системе отчетности,
- объективности представленных результатов взаимодействия со стейкхолдерами и т.д.
Наиболее часто в пользу проведения такого аудита приводится аргумент повышения доверия читателей (стейкхолдеров) к информации, содержащейся в отчете, а также качества самой отчетности.
Дискуссии о предмете и методике проведения верификации нефинансовых отчетов ведутся относительно недавно (по сравнению с обсуждением самого явления – корпоративной ответственности и устойчивого развития).
Учитывая сложность и подвижность основного понятия, этим дискуссиям, видимо, еще пока только предстоит увенчаться согласием, которое выразится в создании единой методической основы и документа (наподобие ISO 26000).
Сегодня эксперты используют следующую классификацию подходов отчитывающихся организаций в отношении верификации нефинансовых отчетов.
Верификация проводится компаниями, предоставляющими профессиональные услуги в области финансового аудита, сертификации и т.д.
В качестве методической основы в этом случае обычно используются разработки либо организаций, объединяющих профессиональных аудиторов (например «стандарт» ISAE 3000 – разработан Ассоциацией сертифицированных аудиторов в 2000 году), либо экспертных организаций (например «стандарт» АА1000AS – разработан AccountAbility Institute в 2003 году). (Существуют и другие руководства и рекомендации.) Оба руководства предлагают подход, совместимый с международными стандартами финансовой отчетности: следовать духу принципов отчетности, а не жестко прописанным правилам, регламентирующим каждое действие. AccountAbility Institute выступил инициатором еще одной инициативы — совместно с Международным регистром сертифицированных аудиторов (IRKA) эта организация проводила тренинги, по итогам которых участники получали статус сертифицированного аудитора в области устойчивого развития.
Используется процедура общественного заверения
Этот вид верификации имеет непосредственное отношение к теории стейкхолдеров и основан на способах ее применения для целей нефинансовой отчетности. В отличие от подхода, применяемого профессиональными аудиторами, здесь главное – не выверенная методика проверки информации, а принцип реагирования на мнение заинтересованных сторон. Формат, предмет и процедуры общественного аудита пока никакими документами не регламентируются, оставляя пространство для свободы отчитывающихся и экспертных организаций.