Организация процесса отчетности

Полный текст публикации

Процесс подготовки нефинансового отчета непрост, особенно если отчитывающаяся компания или организация большая, а опыт в этой области еще только предстоит наработать. Однако чем технологичнее будет этот процесс, тем большего количества…

Thumbnail for - Организация процесса отчетности

Процесс подготовки нефинансового отчета непрост, особенно если отчитывающаяся компания или организация большая, а опыт в этой области еще только предстоит наработать. Однако чем технологичнее будет этот процесс, тем большего количества трудностей удастся избежать.

Не вдаваясь в тонкости самого процесса, отметим только два вопроса, которые, как правило, задают компании, приступая к подготовке отчета.

Нужно ли проводить диалоги со стейкхолдерами?

Взаимодействие со стейкхолдерами в современной концепции корпоративной ответственности и устойчивого развития является неотъемлемым компонентом всей системы управления деятельностью в этой области. Позиция заинтересованных сторон может в различной степени влиять на формирование планов конкретных действий компании в экономической, социальной и экологической сферах.

Компания сама определяет, в какой мере она готова ориентироваться на мнение заинтересованных сторон. В нефинансовых отчетах ряда компаний можно найти подтверждение того, что, например, программы по взаимодействию с местным сообществом строились в основном на пожеланиях стейкхолдеров. Однако связь между стратегией (и программами или проектами) компании и позицией заинтересованных сторон может быть и опосредованной.

Главное – это готовность компании слышать своих стейкхолдеров и обязательно реагировать на их позицию. Именно в таком аспекте тема взаимодействия со стейкхолдерами должна находить отражение в отчетах.

Слово «диалог» сегодня широко применяется в общественно-политическом пространстве: его используют в тех случаях, когда возникает необходимость в процессе обмена мнениями для поиска компромиссного решения, которое бы в максимальной степени устраивало все стороны.

В концепции корпоративной ответственности слово «диалог» применяется в этом же значении. В этом смысле никаких специфических, отдельных от этой основной цели задач диалога в связи с подготовкой отчета не возникает (за исключением, возможно, лишь ситуации, в которой компания желает знать мнение стейкхолдеров о содержании отчета).

Выбор же форматов взаимодействия (очные или заочные мероприятия, степень публичности, охват заинтересованных сторон, расстановка приоритетов во взаимодействии и т.д.) решается компанией индивидуально, исходя из внутренних задач и текущей ситуации на рынке.

Нужно ли проводить аудит отчета?

Под аудитом/верификацией/ заверением отчета чаще всего понимается процедура проверки, анализа и подтверждения одного или нескольких аспектов:

  • качества отчета (содержащейся в нем количественной и качественной информации),
  • истинности представленных данных,
  • соответствия содержания отчета выбранной (отчитывающейся организацией) системе отчетности,
  • объективности представленных результатов взаимодействия со стейкхолдерами и т.д.

Наиболее часто в пользу проведения такого аудита приводится аргумент повышения доверия читателей (стейкхолдеров) к информации, содержащейся в отчете, а также качества самой отчетности.
Дискуссии о предмете и методике проведения верификации нефинансовых отчетов ведутся относительно недавно (по сравнению с обсуждением самого явления – корпоративной ответственности и устойчивого развития).

Учитывая сложность и подвижность основного понятия, этим дискуссиям, видимо, еще пока только предстоит увенчаться согласием, которое выразится в создании единой методической основы и документа (наподобие ISO 26000).

Сегодня эксперты используют следующую классификацию подходов отчитывающихся организаций в отношении верификации нефинансовых отчетов.

Верификация проводится компаниями, предоставляющими профессиональные услуги в области финансового аудита, сертификации и т.д.

В качестве методической основы в этом случае обычно используются разработки либо организаций, объединяющих профессиональных аудиторов (например «стандарт» ISAE 3000 – разработан Ассоциацией сертифицированных аудиторов в 2000 году), либо экспертных организаций (например «стандарт» АА1000AS – разработан AccountAbility Institute в 2003 году). (Существуют и другие руководства и рекомендации.) Оба руководства предлагают подход, совместимый с международными стандартами финансовой отчетности: следовать духу принципов отчетности, а не жестко прописанным правилам, регламентирующим каждое действие. AccountAbility Institute выступил инициатором еще одной инициативы — совместно с Международным регистром сертифицированных аудиторов (IRKA) эта организация проводила тренинги, по итогам которых участники получали статус сертифицированного аудитора в области устойчивого развития.

Используется процедура общественного заверения

Этот вид верификации имеет непосредственное отношение к теории стейкхолдеров и основан на способах ее применения для целей нефинансовой отчетности. В отличие от подхода, применяемого профессиональными аудиторами, здесь главное – не выверенная методика проверки информации, а принцип реагирования на мнение заинтересованных сторон. Формат, предмет и процедуры общественного аудита пока никакими документами не регламентируются, оставляя пространство для свободы отчитывающихся и экспертных организаций.