В России исследовали практику pro bono

Полный текст публикации

Авторы исследования поставили своей целью отразить актуальное состояние pro bono помощи в России и поспособствовать ее популяризации и развитию.

Thumbnail for - В России исследовали практику pro bono

Источник: Агентство социальной информации

Исследование «Pro bono: российские практики и вектор развития» было проведено в мае-августе 2017 года по инициативе Национального совета по корпоративному волонтерству и при поддержке компании РУСАЛ и Фонда «Общественное мнение». Авторы исследования отмечают, что с одной стороны, pro bono – это новый тренд в сфере корпоративной социальной ответственности, активно стимулируемый глобальными компаниями и крупным российским бизнесом, а с другой стороны, безвозмездная помощь профессионалов имеет советские и дореволюционные традиции. В целом, исследователи считают, что пересечение инноваций и традиций может стать эффективным двигателем развития pro bono в России.

Ключевые атрибуты pro bono, по мнению исследователей, – это «общественное благо» как принцип взаимодействия, «помощь» как тип социального взаимодействия, «безвозмездность» как режим взаимодействия, «профессионализм» как атрибут взаимодействия и некоммерческий сектор как основной адресат помощи. Авторы исследования подчеркивают, что pro bono помощь требует от профессионала гораздо большей ответственности, чем обычные денежные пожертвования: «В роли филантропа и благотворителя может выступить любой человек, а провайдером pro bono помощи – только профессионал, который берет на себя ответственность за качество предоставленной им услуги».

На сегодняшний день pro bono-помощь в России находится только на стадии становления, говорится в исследовании, и приоритетная задача для дальнейшего развития этой практики – это популяризация pro bono среди молодых профессионалов малого и среднего бизнеса. Авторы исследования считают, что такая форма волонтерства «может стать удачным ценностным драйвером для современных людей, заполнить разрыв между миром личной карьеры, лояльности к компании и ответственностью перед обществом».

Сегодня необходима выработка стандартов управления pro bono проектами, подчеркивается в докладе: в коммерческих компаниях pro bono проекты должен вести опытный программный менеджер, а некоммерческим организациям необходимо наличие консультанта для взаимодействия, который будет готов помочь понять проблему и специфику деятельности организации.

«Барьеры, сдерживающие pro bono, достаточно типичны для разных сфер социальной ответственности: отсутствие информации, слабая популяризация, недоверие, непонимание задач и преимуществ, слабая инновационно-стратегическая активность потенциальных игроков, низкая социальная активность профессионалов, отсутствие правил, регламентирующих взаимодействие сторон в процессе pro bono», – говорится в докладе.

Исследование состоит из двух частей. В первой части, помимо прочего, описывается, какие именно практики безвозмездной помощи можно называть «pro bono», и с какими близкими понятиями их часто путают, каковы мотивы участия в pro bono у каждого из участников процесса и какие условия и барьеры развития pro bono существуют в России. Во второй части представлено исследование Social Business Group, в котором pro bono услуги рассматриваются в контексте других видов корпоративного волонтерства.

Презентация исследования была приурочена к международной конференции «Pro bono: российские практики и вектор развития», которая прошла в офисе компании Deloitte 28 и 29 сентября 2017 года. Конференция, направленная на обмен опытом в сфере развития, моделей и оценки эффективности pro bono, была организована Ассоциацией менеджеров, фондом MitOst e.V., Национальным советом по корпоративному волонтерству и компанией РУСАЛ.

Фото: facebook.com/amrcommunity