Виды отчетов

Полный текст публикации

Почти за 40 лет развития нефинансовой отчетности в мире появилось очень много видов отчетов. Компания или организация, начинающая процесс отчетности, совершенно свободна в выборе типа отчета, основываясь исключительно на внутренних…

Thumbnail for - Виды отчетов

Почти за 40 лет развития нефинансовой отчетности в мире появилось очень много видов отчетов. Компания или организация, начинающая процесс отчетности, совершенно свободна в выборе типа отчета, основываясь исключительно на внутренних возможностях представления информации, а также на творческой концепции, которую она собирается использовать при подготовке документа.
В исследованиях нефинансовых отчетов, которые проводятся в разных странах, эксперты обычно применяют следующую классификацию.

Типы отчетов по комплексности содержания

Комплексный отчет — наиболее полный по содержанию. Он должен раскрывать информацию о деятельности в трех областях: экономической, социальной и экологической (по триединому итогу). Тем не менее отчитывающаяся организация может сознательно ограничить круг тем, которые она намерена представить в отчете. В этом случае получаются тематические документы:

Экологический отчет

С этих отчетов начиналась история нефинансовой отчетности. До конца 1990-х годов подавляющее большинство отчетов были посвящены именно анализу экологических последствий деятельности компаний, а также тем мерам, которые они принимают для снижения негативного воздействия на окружающую среду. По мере развития методологии отчетности экологические темы стали лишь частью комплексных отчетов. Однако до сих пор некоторые компании продолжают публиковать только экологические отчеты.

Социальный отчет

К этому типу отчетов обычно относят самые разнообразные документы. В тех случаях, когда компания определяет свой отчет как социальный, читатель может найти в нем информацию о благотворительных программах и акциях компании, о программах партнерства на территориях присутствия, о системе работы с персоналом, о программах в области охраны труда и промышленной безопасности, о работе с потребителями и т.д. Причем в отчете может оказаться как одно из перечисленных направлений, так и все сразу.

Существует великое множество комбинаций этих двух типов отчетов, например «социальный и экологический», «экологический и этический», «экологический и в области охраны труда и здоровья», «об экологии и взаимодействии с местным сообществом», «об инвестициях в сообщество» и просто «общественный отчет » или «отчет для общества».

В подавляющем большинстве случаев, определяя таким образом тип отчета, компании не ставят перед собой коммуникативной задачи (т.е. тип отчета не несет самостоятельной смысловой нагрузки); это либо «свернутое» до одного-двух слов содержание отчета, либо сигнал о том, что применялось определенное руководство по отчетности.

Согласно базе данных CorporateRegister.com, в 2007–2009 годах доля этих двух типов отчетов (а также упомянутых выше комбинаций из них) снизилась, и при беглой оценке составила существенно меньше 50%.

Комплексные отчеты

Комплексные отчеты также сопровождаются разнообразными подзаголовками, указывающими на тип документа: «о корпоративном (или глобальном) гражданстве», «о (корпоративной) социальной ответственности», «об устойчивом развитии», «о корпоративной ответственности и устойчивом развитии» и т.д.

Несмотря на то, что, как правило, все эти определения составлены из пяти слов, имеющих отношение к концепции корпоративной ответственности, эти комбинации значимые и часто указывают на индивидуальную трактовку компанией этого базового понятия.

Типы отчетов по наличию методологии

Каждый из перечисленных выше видов отчетов можно написать в свободной форме, а можно – с ориентацией на ту или иную систему отчетности или руководство. В зависимости от этого отчеты будут считаться выполненными:

В свободной форме

Отчет в свободной форме имеет свои достоинства и недостатки. К явным достоинствам можно отнести простоту его подготовки: в этом случае не потребуется следовать критериям отбора информации и выдерживать форматы представления данных, «изобретенные» кем-то другим. К столь же очевидным недостаткам можно отнести трудно преодолимый риск оказаться несовременным, остаться за пределами актуальных тем, которые обсуждаются в связи с КО в экспертном и бизнес-сообществе.

Однако, если отчет не адресован широкой публике (т.е. «работает» в большей степени не на принцип открытости, а на принцип подотчетности перед какой-то определенной аудиторией), свободный формат, скорее всего, неизбежен, так как вопросы, требующие обсуждения, могут быть не совместимы ни с одним из существующих руководств.

В соответствии с определенным руководством («стандартизированные»)

Если в компании внедрены системы менеджмента в соответствии с аудируемыми стандартами (например ISO 14001 или OHSAS), отчет может быть ориентирован на эти стандарты. Однако среди аудируемых стандартов нет такого, который бы охватывал все составляющие концепции КО. Поэтому «стандартизированными» в основном называют те отчеты, которые подготовлены с использованием определенного руководства по отчетности.
К достоинствам это вида отчета можно отнести более системный подход к подготовке рабочей информации, а также (потенциально) – большую сопоставимость с отчетами других компаний (эксперты признают, что сегодня этого пока не наблюдается).

Типы отчетов по предполагаемому характеру использования

Нефинансовые отчеты должны иметь определенную целевую аудиторию. В зависимости от нее отчеты подразделяются на:

Внешние

Такие отчеты адресованы, как правило, большим группам заинтересованных сторон, которые не имеют прямого отношения к компании. Эти документы предполагают широкую публичность и доступность, однако возможны и варианты (например целевая рассылка только определенной группе стейкхолдеров).

Внутренние

У компании может возникнуть потребность обсудить свою деятельность не с обществом в целом, а, например, со своими работниками или поставщиками. Возможно, в этом случае содержание отчета будет носить достаточно камерный характер и включать вопросы, которые не интересны широкой публике или не предназначены для нее. В таком случае внутренний отчет распространяется целевым образом и может быть доступен только целевой аудитории.

Существуют и другие типологии отчетов, но они, как правило, применяются для специфических целей исследований или теоретических разработок.