Форум Доноров представил итоги июньского опроса «Барометр кризиса». Компаний ответили не только на вопросы, как изменились их благотворительные бюджеты в связи с нестабильной экономической ситуацией, но и как развивается на этом фоне корпоративное волонтёрство — стабильный тренд последних лет.
«Барометр кризиса» — это проект Некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум Доноров», который поддерживает Ассоциация менеджеров. Проект направлен на мониторинг развития корпоративной благотворительности в России в актуальной экономической ситуации. Короткие опросы представителей крупных компаний, отвечающих за реализацию социальной политики, проводятся в конце месяца, а результаты в аккумулированном виде публикуются на сайте Форума Доноров.
В июне на анкету «Барометра» откликнулись коллеги из 22 компаний (на протяжении полугода участниками опроса ежемесячно становились около 30 компаний). Сокращение числа участников ожидаемо и связано с периодом отпусков, говорят организаторы.
Корпоративное волонтерство
Появление и развитие программ корпоративного волонтерства – стабильный тренд последних нескольких лет. В первом выпуске «Барометра» в декабре 2014 года эксперты Форума Доноров задавали вопрос, развивают ли компании это направление. Тогда большинство респондентов ответили, что заинтересованы в такой теме, более того, дальнейшие опросы показали, что многие компании рассматривают волонтерство в качестве своего рода антикризисной меры, призванной придать устойчивый характер социальным инвестициям. Поэтому в июньском опросе было решено уделить отдельное внимание именно этой практике.
18 из 22 компаний, ответивших на анкету «Барометра» в июне, отметили, что имеют программы корпоративного волонтерства, при этом 11 из них считают данное направление одним из приоритетных. Еще две компании указали, что в настоящий момент они только приступают к данному направлению, и это является одной из задач на ближайшее время. Лишь два респондента заявили, что не ставят пока такой задачи.
Из опрошенных 16 компаний ответили на вопрос об управлении волонтерскими программами. Лишь в одном случае было отмечено наличие в компании специальной штатной единицы; преимущественно же в организациях есть сотрудник, для которого ведение этого направления является частью основного функционала. Одна компания указала, что ответственные за развитие направления сотрудники работают на добровольных началах, совмещая волонтерство с основной деятельностью. Еще одна компания отметила, что за организацию процесса отвечают сотрудники благотворительного фонда.
13 из 20 компаний, практикующих волонтерство, указали, что ведут статистику участия сотрудников в волонтерских акциях.
Как правило, у таких компаний есть отдельный бюджет для волонтерских программ (11 из 13).
При этом большинство из них считают не только количество участников — от 30 до 4200 человек, но и процент от общего числа сотрудников компании – 1,6% до 67%.
Опрос показал, что лишь немногие компании ведут подсчет времени волонтеров, в то время как внутренний запрос на мониторинг развития ситуации артикулирован. Отвечая на данный вопрос, несколько компаний указали, что не понимают, как можно вести подобный учет. Но подобный опыт в России есть: среди участников июньского Барометра 5 компаний считают волонтерские часы, в среднем в 2014 году каждый доброволец потратил на участие в программах от 3 до 5 часов.
Бюджеты
В июне впервые все респонденты ответили, что за последние два месяца вопрос об изменении благотворительных бюджетов в компании не поднимался. При этом благотворительные бюджеты текущего года по сравнению с 2014-м годом у 14 из 22 компаний остались без изменений, у 5 компаний – увеличены (от 5% до 50%), а у 3 – уменьшены (20%).
Скорее всего, вопрос с благотворительными бюджетами на 2015 год закрыт: в ряде компаний уже сейчас начинают планировать бюджеты будущего года, что значительно раньше обычного, отмечают в Форуме Доноров.
Организаторы приняли решение следующий опрос проводить уже в сентябре. Таким образом, уже в начале осени планируется получить первые прогнозы динамики благотворительных бюджетов компаний на будущий год.
Источник: Агентство социальной информации