На круглом столе, состоявшемся
6 октября в Торгово-промышленной палате
РФ и посвященном практике работы Инвестиционного
фонда РФ, выступил начальник управления
Внешэкономбанка Михаил Перевозов, сделавший
главной темой своего выступления государственно-частное
партнерство (ГЧП). По его мнению, общим определением
ГЧП может служить привлечение частного
сектора к исполнению задач публичного
(государственного, общественного) на условии
компенсации затрат и разделения рисков.
«Оформление отношений между государством
и бизнесом чрезвычайно громоздко, зато
прозрачно: все риски, связанные с удорожанием
строительства объекта, затягиванием строительства
берет на себя бизнес, и, поверьте, неплохо
себя чувствует в этой ситуации. Помимо
прочих выгод, ГЧП развивает частную инициативу»,
- отметил М.Перевозов. Суть ГЧП, таким образом,
заключается в кредитовании бизнесом государства,
и набор сфер для применения ГЧП практически
не ограничен – это и транспорт, и связь,
и энергетика, не говоря уже о сфере ЖКХ,
строительстве объектов социальной сферы
и здравоохранения, а также безопасности,
правопорядка и обороны.
«К сожалению, схема
работы Инвестиционного фонда РФ использует
возможности ГЧП в усеченном виде: государственные
средства, согласно ей, идут на гособъекты,
а частные – на частные, в результате не
наступает ответственности за отсутствие
взаимодействия разных частей проекта.
Например, несколько раз уже возникала такая
ситуация: завод построен, а пути к нему
не подведены, и наоборот. На стадии документа
такие важные, структурообразующие вещи
почему-то не учитываются», - заметил М.Перевозов.
Внешэкономбанк готов,
пообещал он, выступать в роли инвестиционного
консультанта всякий раз, когда это понадобится,
однако следует в ближайшее время рассмотреть
и другие виды государственной поддержки
инвестиций, кроме средств Инвестиционного
фонда, которые, по мнению М.Перевозова,
тратятся «безвозвратно и на «беспроцентной
основе».
Как возмущенно заметил
после управляющий партнер «Вегас-Лекс»
Альберт Еганян, в последнее время к ГЧП
журналисты стали относить чуть ли не все
подряд касающееся отношений государства
с любыми поставщиками услуг - от юридических
до бытовых.
«Скоро бабушка, продающая
семечки у краевого собрания, будет членом
ГЧП только потому, что продает свои семечки
чиновникам», - экстраполировал ситуацию
А.Еганян.
Опрос, проведенный экспертами
«Вегас-Лекс» среди менеджеров компаний,
уже согласовавших свои инвестиционные
проекты с фондом или находящихся в процессе
согласования, показал, что самой сложной
стадией согласования из четырех (комплектование
заявки, согласование ее в госорганах, одобрение
проекта, исполнение проекта) является именно
первая, затем, по степени убывания сложности,
последняя, четвертая.
«В России всего восемнадцать
механизмов частно-государственного партнерства,
этого для успешного развития сферы явно
недостаточно. Еще на стадии комплектования
заявки следует учитывать не только взаимодействие,
а порой и взаимное наложение различных
механизмов финансовой и другой поддержки,
включая Инвестиционный фонд, но точно просчитывать
отношения собственности и доходов между
всеми партнерами проекта», - посоветовал
А.Еганян.
По его мнению, слабость
сферы ГЧП диктуется и тем, что бизнес старается
не кредитовать проекты за счет собственных
средств, в то время как государство готово
отдать свои средства. Подобная несогласованность
нередко приводит к отзыву и переработке
заявки с учетом изменившихся обстоятельств,
что уже является значительной потерей
времени.
Участники круглого
стола приняли по его итогам резолюцию об
улучшении взаимодействия инвесторов с
государством на площадке Инвестиционного
фонда РФ.
ИА "Альянс Медиа"
|