Сегодня в Михайловском
(Инженерном) замке (филиал Государственного
Русского музея, г. Санкт-Петербург) при
поддержке ОАО «Северсталь» состоялось торжественное
открытие выставки, посвященной творчеству
известного русского живописца, рисовальщика,
акварелиста, гравёра и литографа, академика
Императорской Академии художеств Андрея
Ефимовича Мартынова (1768-1826). На выставке
представлено более ста произведений мастера
- живописных и графических работ из собрания
Русского музея, Эрмитажа, а также частной
коллекции московского коллекционера и
мецената Алексея Егорова.
Андрей Мартынов — один
из крупнейших русских пейзажистов конца
XVIII — первой трети XIX века, блестящий рисовальщик
и гравер. Его творчество находится на стыке
классицизма и зарождавшегося тогда романтизма.
В нем отчетливо проявились черты «переходного»
отношения к природе — от почти объективизированного
к более эмоциональному, свойственному
художникам предромантического периода.
В творчестве художника
определяющими стали две темы — путешествие
к китайской границе и Петербург с его окрестностями.
Хронологически они то пересекались, то
сменяли друг друга, оставаясь для Мартынова
константами. Изменение манеры, стилистики,
новые технические возможности печатной
графики — все это апробировалось и развивалось
в рамках именно этих тем.
Несмотря на то, что с творчеством
Андрея Ефимовича Мартынова связана целая
эпоха в истории российской пейзажной живописи
и литографии, до сегодняшнего дня ни одним
музейным собранием не была представлена
достаточно полная коллекция его работ,
которая могла бы отразить многогранность
таланта художника. Дело в том, что большая
часть путевых рисунков художника до недавнего
времени считалась утерянной. Благодаря
совместным усилиям двух крупнейших художественных
центров страны – Русского музея и Эрмитажа,
а также коллекционера и мецената Алексея
Егорова, удалось составить уникальную
экспозицию, которая позволяет проследить
почти весь творческий путь художника.
«Благодаря неуемной творческой
энергии Андрея Ефимовича Мартынова был
собран огромный натурный материал, который
художник представил в своих работах. Однако
долгие годы считалось, что большинство
рисунков мастера пейзажа не сохранилось.
Но история вновь доказала всем нам, что
«рукописи не горят». И сегодня мы рады познакомить
публику с удивительным миром путевых образов
Андрея Мартынова», - прокомментировал Алексей
Егоров.
Так, на выставке впервые
представлен неизвестный ранее альбом рисунков
Андрея Мартынова «Монгольские типы», посвященный
путешествию Российского посольства графа
Ю.А. Головкина в Китай в 1805-1806 годы (входит
в собрание А. Г. Егорова). Альбом, который
состоит из семидесяти двух рисунков и акварелей,
представляет собой своего рода авторский
отбор путевых материалов. При этом название
«Типы монгольских племен» на первом листе,
отражая основное его содержание, отчасти
условно. Так, например, в альбом включены
акварели, изображающие русских, живущих
в Сибири. Альбом отличает разнообразие
жанров и техник — типажные и видовые зарисовки;
жанровые сценки, исполненные акварелью,
гуашью, иногда тушью.
Также в экспозицию включены
работы Мартынова из серии литографий «Виды
Санкт-Петербурга и его окрестностей», и
изображения Москвы и других городов России.
Андрей Ефимович Мартынов одним из первых
среди русских художников увлекается новым
видом печатной графики – литографией, изобретенной
в Германии в конце XVIII в. В отличие от других
серий и альбомов, над которыми работал,
как правило, не один художник, Мартынов
литографировал сам по собственным оригиналам.
Отсюда и художественная цельность его
изданий. Литографии художника отличает
особое понимание и передача петербургского
пространства и атмосферы.
Соединение произведений
из частной коллекции и музейных собраний
Санкт-Петербурга позволяет составить целостное
представление о творчестве замечательного
русского живописца, акварелиста, и литографа
Андрея Ефимовича Мартынова и значительно
расширит круг почитателей его таланта.
Егоров Алексей Георгиевич
(1953г.р.), известный бизнесмен, коллекционер,
меценат. В разные годы занимал ответственные
должности в органах власти СССР и России,
награжден высокими государственными наградами.
Входит в руководство ОАО «Северсталь», ЗАО
«Севергрупп» и других бизнес-структур, член
попечительского Совета Государственной
Третьяковской галереи. Владеет одним из
крупнейших в России собраний акварели
и графики XVI – середины XX веков, а также
коллекцией русской, японской и западноевропейской
бронзовой скульптуры. Работая заместителем
генерального директора в компании «Северсталь»,
которая является одним из крупнейших доноров
России, А.Г. Егоров активно развивает сотрудничество
со многими российскими музеями, продвигает
другие благотворительные проекты.