|
Новости
|
Роль мероприятий КСО в условиях экономического кризиса в России
|
Экономический кризис в
Российской Федерации набирает обороты.
Относительная стабилизация курса рубля
к концу января 2015 года после его масштабной
девальвации в прошлом году ведет к определенной
стабилизации турбулентности экономических
процессов, но не может повлиять на объективно
усугубляющуюся ситуацию. Официальное признание
кризисных явлений в экономике Президентом
РФ и Правительством РФ, как уже официально
объявлено, приведет к сокращению недавно
принятого бюджета страны на 10-15% и к другим
не менее значимым последствиям. Для российского
бизнеса кризис означает падение платежеспособного
спроса, снижение издержек и инвестиций,
сокращение занятых на производстве и т.д.,
что обычно происходит в активной фазе кризиса.
КСО, являющееся непроизводственной и нефинансовой
составляющей любого бизнеса, к сожалению,
также подпадет под «урезания», что очевидно.
Однако, в новой ситуации
ее значение для спасения и развития бизнеса
не только не понижается, а, более того, повышается.
Это становится очевидным при анализе возможных
и нужных мероприятий в области КСО на данном
кризисном этапе в рамках так называемого
«триединого подхода» в области экономики,
экологии и социальной политики компаний.
Оговоримся сразу, учитывая высокую степень
монополизации и олигополизации отдельных
секторов российской экономики, – чем выше
степень монополизации и олигополизации,
тем ниже возможный эффект от нижеприведенных
мероприятий, и наоборот. Главный эффект
от этих мероприятий – повышение уровня
доверия к компаниям со стороны клиентов
и инвесторов, без чего новая экономическая
«перезагрузка» просто невозможна.
Первое: качество, безопасность
и доступность продукции и услуг (экономическая
«корзина» КСО).
В условиях фактической
стагнации и спада производства компаниям
необходимо вновь предъявить качественный
и безопасный в употреблении, а также доступный
физически и по цене продукт или услугу.
В новых условиях для потребителя совсем
неочевидно, что производство и качество
товаров даже уже известных компаний смогут
отвечать их требованиям, — доверие к своему
продукту придется восстанавливать или
завоевывать вновь, тем более в условиях
инфляционного повышения цен. Ведь у любого
потребителя может возникнуть подозрение,
что компании пусть вынужденно, но используют
некачественное сырье, экономят на квалифицированной
рабочей силе, не соблюдают стандарты и
т.д. Поэтому аргументация и информирование
потребителей о качестве и безопасности
продукции должны быть на первом плане.
Второе: экологичность производства
и продукции (экологическая «корзина»
КСО).
Компаниям для привлечения
покупателей и инвесторов необходимо убедительно
демонстрировать экологичность своих товаров
и своего производства. Потребитель в новых
условиях выбора становится более требовательным
и по этой составляющей КСО: и российский,
и зарубежный. В условиях кризиса более
жесткими к экологическим требованиям к
бизнесу становятся также инвесторы и кредиторы,
в особенности так называемые социально
и экологические ответственные. Эти инвесторы,
объединенные Финансовой инициативой ЮНЕП
или разделяющие «принципы Экватора», используемые
в финансовой сфере для определения оценки
социальных и экологических рисков в рамках
проектного финансирования, объединяют
в настоящее время около одной десятой всех
мировых финансовых ресурсов. В России к
таким финансовым структурам могут быть
отнесены Внешэкономбанк, МДМ банк, банк
«Открытие» и некоторые другие.
Третье: активное взаимодействие
со всеми заинтересованными сторонами бизнеса,
особенно с клиентами и инвесторами (социальная
«корзина» КСО).
Времена ответственности
компаний в основном только перед своими
крупными контролирующими акционерами
и налогово-контрольными государственными
органами заканчиваются. Для «новой инвестиционной
привлекательности» понадобится добиваться
доверия и постоянно демонстрировать свою
ответственность перед всеми заинтересованными
сторонами бизнеса: в первую очередь стратегическими
и портфельными инвесторами, в том числе
и мелкими акционерами, местным сообществом,
состоящим из конгломерата общественных,
некоммерческих, неформальных, сетевых
и властных структур, а также СМИ.
Четвертое: прозрачность
собственности и капитала.
«Нового инвестора» необходимо
убедить в выгодности вложений капитала
и целесообразности своего участия в том
или ином производстве. В условиях кризиса
и дефицита инвестиционных ресурсов, особенно
собственно российских, недостаточно обосновать
новые инвестиции только с точки зрения
экономики, сбыта и ожидаемой прибыльности.
Крайне актуальными становятся вопросы
максимальной прозрачности структуры капитала
и собственности компаний, а также состояния
всех активов и основных фондов. Оффшорные
схемы участия в акционерном капитале компаний
могут вызывать недоверие и отпугивать
потенциальных инвесторов. Поэтому социально
ответственному, честному бизнесу предстоит
все в этой части привести в надлежащий
порядок и максимально, а также пофамильно
раскрыть своих бенефициаров, а вновь создаваемому
новому бизнесу учитывать эти требования
с самого начала.
Пятое: расширенная подотчетность.
В России понятие «подотчетность»
всегда трактовалось очень узко и в основном
включало в себя формальную финансово-статистическую
и экологическую отчетность. «Новая подотчетность»,
необходимая российскому бизнесу для повышения
своей деловой репутации и инвестиционной
привлекательности, будет включать значительно
более серьезные требования, а именно: регулярную
финансовую и нефинансовую отчетность в
соответствии с российскими и международными
стандартами, и даже превосходя их требования,
с максимально широким доведением ее результатов
до заинтересованных сторон; выполнение
принятых на себя обязательств в экономической,
экологической и социальной областях; соответствие
обязательным и добровольно принятым на
себя стандартам качества, безопасности,
экологичности, социальной ответственности
и т.д.
Шестое: социально ответственная
реструктуризация, включая законные и прозрачные
процедуры оптимизации персонала.
В условиях существенного
падения роста, изменения структуры производс?ва
и номенклатуры производимых товаров, а
также оптимизация издержек носят объективно
вынужденный и срочный характер. Проведение
реструктуризации, включая выделение активов
и аутсорсинг, социально ответственным
образом – важнейшее направление упреждающей
антикризисной КСО. От способа ее осуществления
во многом зависит деловая репутация компаний,
а также возможность привлечь квалифицированный
персонал в новых условиях. Социально ответственная
реструктуризация осуществляется строго
в рамках законодательства и с максимальным
учетом интересов персонала компаний, как
правило, с прямым участием его представителей
и профсоюзов в принятии соответствующих
решений. Она предусматривает информационные
кампании, освещающие проводимые структурные
изменения, мероприятия по профессиональной
переподготовке, содействию в трудоустройстве,
а также компенсационные выплаты сотрудникам,
попадающим под сокращение и другие.
Седьмое: волонтерство
и корпоративная филантропия.
Вынужденное в условиях
падения производства сокращение благотворительных
бюджетов компаний ставит на повестку дня
необходимость конструктивного замещения
уже ставших традиционными для многих компаний
благотворительных программ и спонсорских
проектов. Компаниям приходится отказываться
от многих социальных и благотворительных
программ, кроме особенно чувствительных,
которые нельзя просто так прекратить: поддержка
детских домов и профильных больниц, доплаты
собственным пенсионерам и т.д. И, тем не
менее, даже при кардинальном сокращении
корпоративной благотворительной помощи,
волонтерство и индивидуальная филантропия
сотрудников способны сохранить партнерские
отношения с реципиентами помощи и помочь
им выжить в непростых условиях.
Восьмое: внешние корпоративные
и совместные с местными властями программы
дополнительного обучения и профессионального
переобучения высвобождаемой рабочей силы.
Задачи необходимой реструктуризации
и оптимизации персонала компаний имеют
своим следствием частичное высвобождение
работников предприятий, что является одним
из самых тяжелых последствий стагнационного
этапа развития экономики страны. Государственные
программы поддержки безработных и их профессиональной
переподготовки не смогут стать эффективными
без их поддержки и профилирования со стороны
бизнеса, который должен формировать собственную
политику в сфере создания рабочих мест
с тем, чтобы в дальнейшем выступить заказчиком
переобученной рабочей силы. Поэтому в рамках
своей социальной ответственности, а также
исходя из собственных профессиональных
интересов, бизнесу целесообразно поддерживать
и непосредственно участвовать в совместных
с местными и региональными властями программах
переподготовки временно высвобождаемых
сотрудников. Именно бизнес наиболее адекватно
и точно может помочь местным властям правильно
организовать и наполнить программы переобучения
в соответствии со своими планами на будущий
период. Сотрудничество в сфере восстановления
и развития профтехобразования может поднять
уровень привлекательности ряда необходимых
бизнесу профессий, поддержать уровень
занятости в реальной экономике. Все это
потребует минимум дополнительных расходов
от компаний.
Девятое: новые формы
взаимодействия с обществом и властью.
Наращивание «социального
капитала» работает на репутационный капитал
бизнеса. Приоритетным уровнем деятельности
в период спада и возможного кризиса в рамках
КСО является территориальный и местный
уровень. Необходимо искать эффективные
подходы к запуску механизмов работы региональных
партнерств (бизнес – региональная и местная
власть, организации гражданского общества)
и публично – частных партнерств в социальной
сфере. Это позволит пересмотреть подход,
когда за государством закреплена вся социальная
сфера (и ответственности, и возможных источников
прибыли). Речь идет о согласовании приоритетов
развития территорий, притом таких, которые
помогут бизнесу прирастить репутационный
капитал при приемлемо низком уровне финансовых
затрат или на неденежной основе. Эти пути
– развитие волонтерской работы, разных
форм работы с молодежью, взаимодействия
с НКО, религиозными организациями, ассоциациями
коренных народов в реализации добровольческих
инициатив.
Десятое: обязательное раскрытие
информации о системах оплаты и размеров
вознаграждений и бонусов топ-менеждеров
государственных компаний и банков, а также
предприятий с государственным участием
и добровольное раскрытие такой же информации
для частных компаний.
Данное обязательное требование
распространяется на все государственные
компании и на компании с государственным
участием. Частные компании, осуществляющие
вынужденные и болезненные структурные
изменения и сокращения персонала и других
издержек производства, также заинтересованы
в снижении размеров вознаграждений для
своих топ-менеджеров и раскрытии информации
об этом, поскольку такая информация позволяет
наиболее убедительно продемонстрировать
своим трудовым коллективам, акционерам,
кредиторам и инвесторам, что тяжесть финансового
бремени распределяется равномерно, а необходимые
меры принимаются на основе социальной
ответственности всех сторон корпоративного
управления с соблюдением принципов социальной
справедливости.
Одиннадцатое: создание
новых рабочих мест в области экологической
деятельности предприятий и охраны окружающей
среды.
Техническое перевооружение
и инновационное развитие экономики России
потребует, прежде всего, использования
наилучших доступных технологий и методов
производства (НДТМ), которые являются энергоэффективными
и экологичными по своей сути, т.е. отличаются
низкими выбросами и сбросами загрязняющих
веществ и отходов. Обеспечение корпоративной
социальной и экологической ответственности
потребует привлечения менеджеров, инженеров,
технологов, логистиков и других специалистов
с экологическими знаниями. Эти кадры можно
привлечь извне или организовать переподготовку
своих специалистов. В целом развитие малого
и среднего бизнеса в области природоохраны
и природопользования может занять многих
уволенных в последние месяцы работников.
Двенадцатое: создание
и внедрение систем управления нефинансовыми
рисками, основанных на системном анализе
и взаимодействии со стейкхолдерами компаний.
Нефинансовые риски (политические,
социальные, экологические, законодательные
и т.д.) в России пока что существенно выше,
чем в развитых странах мира. Поэтому КСО
и управление нефинансовыми рисками в РФ
играют более значительную роль — в силу
неразвитости российского рынка, а также
слабого законодательного и практического
обеспечения прав собственности и справедливой
конкуренции. В этой связи для обеспечения
корпоративной устойчивости все стороны
корпоративного управления должны уделять
большее внимание внедрению принципов и
инструментов КСО в практику корпоративного
управления на основе системного анализа,
диалога и конструктивного взаимодействия
со своими стейкхолдерами. Для этого целесообразно
введение в советы директоров исполнительных
и независимых директоров по данным направлениям,
создание комитетов по КСО (управлению нефинансовыми
рисками, корпоративной устойчивости), а
также дальнейшее внедрение публичной социальной
(по устойчивому развитию) отчетности.
Алексей Костин, исполнительтный
директор НП "КСО-Русский центр"
Исирчник:http://opora-sozidanie.ru/
|
|
|
|
|
Новости в стране
|
|
|
30.07.2015 | MAYKOR опубликовал социальный отчет за 2014 год
| |
22.07.2015 | Москва АФК «Система» и МТС провели корпоративный семинар по социальной ответственности
| |
15.07.2015 | Бурятзолото вручило гранты победителям конкурсов социальных проектов в Окинском районе
| |
15.07.2015 | Санкт-Петербург Воркаут в стиле Coca-Cola: новая площадка для студентов Санкт-Петербурга
| |
15.07.2015 | Капитализм со знаком «плюс»: воодушевляющие примеры позитивной экономики
| |
|
Новости в мире
|
|
|
09.07.2015 | Mitsubishi Electric опубликовала Экологический отчет за 2015 год
| |
17.04.2015 | Тема инвалидности как одна из составляющих отчетности в области устойчивого развития
| |
03.04.2015 | Объединяя GRI И IRIS
| |
30.03.2015 | Вино с привкусом альтруизма
| |
19.03.2015 | Вода: как мы сохраняем бесценный ресурс для будущих поколений
| |
|
|