Проблемы социальной ответственности
бизнеса обсудили в четверг, 25 сентября,
на конференции «Корпоративная социальная
ответственность: что нужно сделать сегодня?».
Как отметил в своем докладе
президент Северо-Западного отделения Центра
социально-консервативной политики Игорь
Шувалов, многие понимают социальную ответственность
как благотворительность, участие в образовательных
программах и так далее, то есть формально.
«Однако хотелось бы понимать
под этим мировоззренческую составляющую.
Социальная ответственность во многом определяется
мировоззрением, и в конечном счете все
сводится к ответственности конкретных
людей», - подчеркнул И.Шувалов.
По его словам, формальный
признак социальной ответственности – это
как раз участие в благотворительных программах,
но кто и в какой степени этим будет заниматься
– зависит от того, как человек относится
к окружающей жизни, к людям, от его воспитания.
«По мере продвижения к
вершинам власти, бизнеса, социальная ответственность
теряется, и надо требовать воспитывать
эту ответственность. При подборе персонала
нужно следить, чтобы люди не только отвечали
профессиональным характеристикам, но у
них должны быть определенные мировоззренческие
характеристики. Особенно в этом смысле
важно воспитание людей, имеющих отношение
к принятию решений на высоком уровне», -
добавил эксперт.
Он также отметил важность
формирования организаций, которые могли
бы в постоянном режиме вести общественную
идеологию социальной ответственности,
реализовывать отдельные проекты.
Об опыте ГУП «Водоканал
Санкт-Петербурга» в реализации одной из
социальных программ – сотрудничества предприятия
с ГОУ НПО ПУ №89 – рассказала начальник управления
обучения и подготовки персонала информационно-образовательного
центра «Водоканала» Лариса Чепелкина.
По ее словам, в рамках договора
о сотрудничестве с училищем предприятие
за счет собственных средств проводит подготовку
кадров не только для себя, но и для отрасли
жилищно-коммунального хозяйства в целом.
В училище создано структурное подразделение
– отдел по подготовке специалистов водопроводно-коммунального
хозяйства. В рамках образовательных программ
отдела учащиеся, помимо основной профессии,
которую они получают в училище, могут получить
профессию в сфере ВКХ. При этом существует
два варианта обучения, один из которых
обязывает выпускника в дальнейшем поступить
на работу в «Водоканал», а другой – нет. Последнее
может быть связано с наличием у учащегося
ограничений по здоровью, однако предприятие
дает возможность улучшить здоровье опять-таки
за счет собственных средств на базе своих
лечебных учреждений. Отделение проводит
подготовку 175 учащихся (8 дополнительных
образовательных программ, 700 часов дополнительных
занятий в год). Также на базе ПУ вместе с
молодыми учащимися проходят переподготовку
действующие сотрудники «Водоканала».
Как отметил генеральный
директор консалтинговой компании «Bi to Be»
Михаил Милинис, сейчас социальная ответственность
становится предметом стратегического
выбора владельца компании, и это во многом
повышает стоимость бизнеса, авторитет
компании, удовлетворенность сотрудников
от работы. При этом, согласно исследованиям,
большая часть средств, которые выделяются
в компании на социальные программы, тратится
внутри компании (40% - на развитие персонала,
20% - охрану здоровья и безопасные условия
труда), а 20% уходит на экологию и защиту
окружающей среды, по 10% - на развитие местных
сообществ и поддержку культуры и искусства.
«Пока большинство российских
компаний не будет относиться к своей социальной
ответственности как к неактивированному
ресурсу для получения конкурентных преимуществ,
бизнес-сообщество не сможет гармонизировать
отношения с властью и обществом. Пока бизнес
не поймет выгоды от корпоративной социальной
ответственности, она не будет иметь массового
характера, а будет делом энтузиастов», -
добавил М.Милинис.
На примере развития аэропорта
«Пулково» представитель СПб ГУ «Агентство
стратегических инвестиций» Виктор Афонин
рассказал о социальной ответственности
государственно-частных партнерств. В частности,
инвестора, который по итогам конкурса будет
сотрудничать с городам, будут стимулировать
в отношении оказания социально-значимых
услуг на территории аэропорта. Оказание
услуг будет высокого «C»-класса – скорость
обслуживания на регистрации, при выдаче
багажа и других.
«Вес социальных составляющих
в конкурсном предложении претендентов
будет составлять порядка 70%», - добавил В.Афонин.
По его словам, также с партнером
города будет заключено соглашение по персоналу
на время переходного периода функционирования
аэропорта, чтобы люди не остались без работы,
будет проводиться информационная кампания,
которая позволит стимулировать сотрудников
к трудоустройству в новом терминале.
http://bia-news.ru