Проблема
«Сахалин-2» - крупнейший
в мире комплексный нефтегазовый проект,
реализуемый в суровых климатических условиях
острова Сахалин на Дальнем Востоке России.
Часть территории, затронутой проектом
«Сахалин-2», до этого никогда не была объектом
крупного промышленного освоения. Российские
и иностранные подрядчики, участвующие
в проекте, в пиковые фазы строительных
работ использовали более 25 тыс. человек.
Хозяйственная деятельность местного населения
в таких условиях очень уязвима. Поэтому
вероятность жалоб со стороны местного
населения, работников, экологических организаций
была довольно высока. Международные финансовые
институты, кредитующие «Сахалин – 2», ожидали
от исполнителя ответственного поведения.
Необходимо было принять меры по своевременной
и системной работе с жалобами.
Решение
Еще до начала работ
по проекту «Сахалин – 2» компания «Сахалин
Энерджи» приступила к созданию процедуры
«Порядок рассмотрения жалоб от населения»
для последовательной и систематической
работы со всеми входящими жалобами. Первая
редакция процедуры была разработана в
2003 году. После этого было еще 5 редакций,
в которые вошли изменения, учитывающие
накопленный компанией опыт по работе с
жалобами.
В 2006-м, 2007-м, 2008-м и 2009
годах в местных сообществах и временных
рабочих поселках были проведены масштабные
кампании по информированию общественности
о процедуре. Информация распространялась
через местные СМИ, администрации, ежегодные
встречи представителей компании с населением,
веб-сайт компании, информационные открытки,
плакаты и брошюры.
Процедура рассмотрения
жалоб, принятая в «Сахалин Энерджи», основана
на лучших международных стандартах. Для
приема жалоб были открыты 20 информационных
центров «Сахалин Энерджи», была создана
сеть сотрудников по связям с населением.
С жалобой можно обратиться письменно, по
телефону, по электронной почте с запретом
показа адреса отправителя. Приоритет при
рассмотрении отдается жалобам от уязвимых
групп населения. Все сроки коммуникации
с заявителями и сроки разрешения жалоб
регламентированы.
Система отслеживания
жалоб интегрирована в корпоративную систему
автоматизированного отслеживания инцидентов
- уведомление и передача жалобы на более
высокий уровень осуществляются автоматически
в случае задержек в разрешении. Ситуация
с разрешением жалоб контролируется высшим
руководством и внешним аудитом компании.
После урегулирования проблемы по необходимости
предпринимаются дальнейшие действия, например,
проводится мониторинг удовлетворенности
процессом разрешения жалобы.
Результаты
Самое большое количество
жалоб (155) было получено в 2006 году, что связано
с развитием проекта. К 2009 году их количество
существенно сократилось (до 23) - не только
из-за снижения интенсивности работ по проекту,
но и благодаря проделанной работе по реагированию
на жалобы.
Значительно увеличилось
число жителей населенных пунктов, знакомых
с процедурой жалоб. В начале работ по проекту
подавляющее большинство жалоб в связи
с проектом заявители адресовали в местные
администрации или же не обращались с ними
совсем. Сейчас, после нескольких информационных
кампаний, а также благодаря активной работе
специалистов по связям с населением, местные
жители, работники подрядных организаций,
и все, кто испытывает негативное воздействие
проекта, адресуют жалобы в компанию, согласно
разработанной процедуре.
Стало возможным разрешение
тех вопросов, которые практически нельзя
было урегулировать через формальные каналы.
Снизились репутационные риски для компании,
связанные с эскалацией какой-либо проблемы
в случае, когда жалоба остается без внимания.
Возросла степень доверия компании: общественность
смогла убедиться, что любое обращение в
компанию принимается к рассмотрению. Усилилось
внимание подрядчиков к социальным вопросам
во время проведения работ. Повысилась осведомленность
работников подрядных организаций в сфере
трудового законодательства.
Уроки
Опыт создания и внедрения
процедуры по работе с жалобами позволил
понять, что ей необходимо придавать статус
официального контрактного документа, обязательного
для исполнения компанией и подрядными
организациями с самого начала проведения
работ по проекту. Процедура должна содержать
ясную схему по разрешению жалоб, устанавливать
степень ответственности и роли всех сторон,
вовлеченных в рассмотрение и разрешение
жалоб. Процедура также должна предусматривать
четкие сроки взаимодействия с заявителями
и принятия жалоб к рассмотрению. Информация
о процедуре должна на регулярной основе
доводиться до сведения населения, подрядчиков
и субподрядчиков. В случае задержки в разрешении
жалобы должен быть предусмотрен механизм
ее эскалации и доведения информации о ней
до сведения высшего руководства компании.
Необходим регулярный мониторинг процесса
рассмотрения жалоб и анализ основных причин
возникновения повторных жалоб.
О компании
Компания «Сахалин Энерджи
Инвестмент Компани Лтд.» («Сахалин Энерджи»),
реализующая проект «Сахалин-2», была учреждена
в 1994 году с целью разработки Пильтун-Астохского
нефтяного и Лунского газового месторождений
в Охотском море на шельфе острова Сахалин.
Реализация первого этапа проекта началась
в 1996 году. Сейчас идет второй этап.