Команда «Трансперенси Интернешнл – Р» оценила прозрачность корпоративной отчетности

Полный текст публикации

Исследователи оценили раскрытие информации 200 крупнейшими российскими компаниями из рейтинга РБК-2016.

Thumbnail for - Команда «Трансперенси Интернешнл – Р» оценила прозрачность корпоративной отчетности

Источник: АСИ

Исследователи подчеркивают, что это первая оценка российских компаний по методологии TRAC, разработанной международным движением Transparency International. С 2008 года эта методология используется для оценки крупнейших мировых компаний, национальных компаний и компаний, действующих в конкретных секторах.

Эксперты оценивали компании по трем критериям: корпоративные программы в области противодействия коррупции, организационная прозрачность (представление данных о дочерних компаниях) и данные, представляемые по странам, в которых компания ведет свою деятельность.

Исследование показало невысокий уровень прозрачности у крупнейших по выручке российских компаний: 41 компания не получила ни одного балла ни по одному из критериев исследования, пять баллов и более (из десяти возможных) получили лишь 32 компании. «Наиболее прозрачной областью деятельности оказалась сфера телекоммуникации, наиболее закрытыми — строительство инфраструктуры, сельское хозяйство и продукты питания. Меньше всего данных компании из всех отраслей раскрывают по третьей части исследования — пострановой отчетности», — говорится в докладе.

«Трансперенси Интернешнл – Р» рекомендует компания публиковать как можно больше информации о своей деятельности в открытом доступе, соответствовать новейшим стандартам в области антикоррупционного регулирования и регулярно обновлять собственные программы, публично раскрывать взносы на политическую деятельность, распространить положения антикоррупционных документов на высшее руководство и членов органов управления компании, на лиц, имеющих право действовать от лица компании, а также на подрядчиков и субподрядчиков. Кроме того, эксперты советуют компаниям создавать анонимные конфиденциальные каналы связи для заявителей о коррупции и обеспечивать им защиту, распространять антикоррупционные политики и кодексы этики на все дочерние организации и проводить обучение в области противодействия коррупции.

Отдельный блок рекомендаций экспертов касается некоммерческих организаций. В целях обеспечения финансовой прозрачности как собственной, так и источника данных о затратах на программы корпоративной социальной ответственности бизнеса, «Трансперенси Интернешнл – Р» рекомендует общественным организациям раскрывать данные о получении финансовой и иной поддержки от коммерческих компаний. Эксперты также считают необходимым усилить контроль прозрачности бизнеса со стороны некоммерческих организаций путем проведения мониторинга и исследования прозрачности компаний.

«Объединения граждан в правовой форме общественных или некоммерческих организаций могут являться эффективным инструментом повышения уровня прозрачности компаний. Таким организациям следует усилить контроль за прозрачностью бизнеса путем проведения периодических мониторингов и исследований прозрачности компаний в сфере раскрытия информации. Указанная деятельность отражает имеющийся в обществе запрос на социально ответственный и этичный бизнес, а также повышает эффективность взаимодействия между бизнесом и гражданским обществом», — говорится в докладе.

Исследование прозрачности корпоративной отчетности представлено в докладе «Прозрачность корпоративной отчетности» (Transparency In Corporate Reporting, TRAC), опубликованном на сайте «Трансперенси Интернешнл – Р».