Грант в размере 750 000 долларов США, выделенный Институту международного образования на открытие в России центров молочной экспертизы в Московской и Омской областях – первый проект Фонда PepsiCo в России. Вы не боитесь сразу начинать с таких масштабных социальных инвестиций, тем более в условиях кризиса?
Россия – один из ключевых рынков для компании PepsiCo. Как компания мы уже в течение многих лет инвестируем в развитие российского бизнеса и местного сообщества. С 2006 года у нас действует программа развития поставщиков молока, в рамках которой мы стараемся внедрить в работу поставщиков успешные практики, технологии, обучаем и поддерживаем их, организуем визиты представителей партнерских хозяйств в другие страны для обмена опытом. Сегодня компания сотрудничает с более чем 500 хозяйствами из 31 региона России.
Компания работает в тесном сотрудничестве с сельхозпроизводителями. Почему вы решили вложиться именно в образование для фермеров, а не, скажем, в оборудование или разработку собственных сырьевых территорий?
Потому что мы ставим достаточно амбициозные цели перед собой – повлиять на развитие фермерских хозяйств и эффективность сельскохозяйственного сектора России. Этой цели невозможно достичь, инвестируя исключительно в модернизацию оборудования. Без подготовки профессионалов, без повышения квалификации кадров мы не добьемся планируемого эффекта.
То есть компания в качестве стратегических целей социальных инвестиции в России видит именно образование?
Да, наряду с развитием местного сообщества и защитой окружающей среды. За последние пять лет PepsiCo инвестировала значительные средства именно в программы поддержки высшего образования в области сельского хозяйства в России. Мы выделяли стипендии и гранты на покупку современного технологического оборудования и поддержку различных исследовательских проектов в крупнейших сельскохозяйственных вузах, проводили летние школы для студентов, конференции и тематические обучающие курсы.
Грант от фонда на создание центров молочной экспертизы в России – это экстраординарное решение? Есть ли сопоставимые по масштабам проекты, финансируемые фондом в других странах?
Да, у фонда есть масштабные, системообразующие проекты, также направленные на решение острых социальных проблем и задачи социального развития. Например, при поддержке Фонда PepsiCo в Мексике реализуется проект по развитию системы водоснабжения в удаленных сельских районах с целью обеспечить доступ местного населения к безопасной воде. Согласно мексиканской Национальной комиссии по водным ресурсам (CONAGUA), по данным на конец 2012 года 5,2 миллиона жителей сельских районов Мексики не имели доступа к безопасной питьевой воде.
Задумывая этот проект, мы рассчитывали, что он позволит не только частично решить проблему отсутствия доступа к безопасной воде, но и поможет развитию инфраструктуры страны, продемонстрирует пример внедрения технологий, оказывающих минимальную нагрузку на окружающую среду.
Похожий проект реализуется в Колумбии. Там Фонд PepsiCo предоставил грант Институту исследования воды для реализации проекта по обеспечению доступа к безопасной пресной воде более 3 миллионам человек.
А в Соединенных Штатах, к примеру, фонд помогает решить такую острую социальную проблему, как подготовка школьников из неблагополучных семей к поступлению в колледжи. На сегодняшний день в программе приняло участие 35 тысяч школьников из 12 городов США.
Как вам кажется, насколько сегодня крупные корпорации должны выступать в качестве застрельщиков в переформатировании «застоявшихся» отраслей экономики? Насколько это вообще дело бизнеса? И в частности — в России?
Корпорациям, которые являются лидерами рынка, безусловно, есть дело до развития своей отрасли. Наш успех как ведущего производителя продуктов питания и напитков, в частности, напрямую зависит от успеха молочного сектора сельского хозяйства в России. Мы убеждены, что устойчивый бизнес требует от нас активных действий в области развития не только своих поставщиков, но и всей отрасли в целом.