Права человека

Полный текст публикации

Понятия «права человека» и «бизнес» стоят в одном ряду сравнительно недавно. Но скорость, с которой происходило сближение двух сфер, оказалась действительно большой – совпало сразу несколько тенденций. Экономика стала глобальной,…

Thumbnail for - Права человека

Понятия «права человека» и «бизнес» стоят в одном ряду сравнительно недавно. Но скорость, с которой происходило сближение двух сфер, оказалась действительно большой – совпало сразу несколько тенденций. Экономика стала глобальной, и вопросы международной торговли приобрели мировое значение. За пару десятилетий произошла революция в области информационных технологий, и объемы коммуникации, информационных связей возросли до небывалого уровня. Потребители тоже изменились, стали куда активнее и придирчивее, особенно в вопросах трудовой политики компаний-производителей и их подотчетности. Несколько громких историй, когда бизнес был замешан в серьезных нарушениях в сфере прав человека, – все это сыграло свою роль.

В западной бизнес-культуре появилась концепция рассмотрения прав человека как части проблематики повседневных деловых операций. Распространение идеи шло практически тем же путем, что и прижившейся поколением раньше теории стейкхолдеров, заинтересованных сторон. Эта теория утверждает, что для компании критически важно, в какой среде она оперирует – дружественной или враждебной. И вот в 90-е годы предпринимательский мир заговорил о необходимости развивать «человеческое измерение» своей работы и чувство корпоративной социальной ответственности.

В этот период часть компаний обзавелись корпоративными кодексами поведения и специальными руководствами, направленными на защиту прав человека, в частности, трудовых прав наемных работников и партнеров по бизнесу. Помимо благородных устремлений, к подобным мерам компании активнейшим образом подталкивали внешние обстоятельства. «Обычные люди» стали задавать гораздо больше вопросов. Например, такие:

  1. Что вами делается для соблюдения трудовых прав по версии Международной организации труда? Что делается для преодоления дискриминации, свободы ассоциаций?
  2. Не мешает ли компания существованию свободных профсоюзов?
  3. Использует ли компания или ее партнеры детский, принудительный труд? Принимает ли на работу мигрантов?
  4. Не считает ли компания зазорным работать в странах, известных нарушениями прав человека?
  5. Как используются компанией службы безопасности?
  6. Не кажется ли компании, что ее бизнес влияет на жизнь больших групп населения, скажем, коренных и малочисленных народов?
  7. Что делает компания, чтобы предотвратить коррупцию в своих рядах?

Эти же вопросы оказались в 1999 году в повестке Всемирного экономического форума в Давосе. Тогдашний генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выступил с инициативой создания глобального свода ценностей и принципов, которые приблизили бы появление «глобального рынка с человеческим лицом», отвечающего нуждам людей во всем мире. Через 12 месяцев Глобальный договор утвердил эту идею через два основных принципа:

  • бизнес должен поддерживать и уважать международно утвержденные принципы прав человека в своей сфере влияния и содействовать их соблюдению;
  • бизнес должен убедиться, что он ни прямо, ни косвенно не участвует в нарушении прав человека.

В 1999 году во вступительном слове перед встречей, посвященной Глобальному договору, Мэри Робинсон, тогда верховный комиссар ООН по правам человека, скажет: «Вопросы прав человека центральны для корпоративного гражданства и для здорового устройства организации в целом. Многие компании считают своей сильной стороной показатели соблюдения прав человека, другие страдают вследствие невнимания к этой важной части корпоративной жизни. Соблюдение прав человека сегодня — ключевой показатель успешности функционирования компаний по всему миру. <…> Гармонизация экономического роста с защитой прав человека — одна из главных возможностей и один из вызовов сегодняшнего дня. Если этот вызов будет принят, то великая сила экономического роста, возможно, наконец будет поставлена на службу великому принципу человеческого достоинства».

Безусловно, продекларировать права намного проще, чем их обеспечить. Об этом в полный голос заявили в 2002 году немецкие предприниматели, разработавшие вместе с профсоюзами и неправительственными организациями национальный документ «Заявление о международной защите прав человека».

В нем, в частности, говорится: «Предприятия могут и должны использовать имеющиеся возможности для улучшения положения дел с правами человека. Они ни в коем случае не должны становиться сообщниками местных властей, нарушающих права человека». Однако немецкие предприниматели поспешили предостеречь: не следует преувеличивать возможности бизнеса в вопросах защиты прав человека — предприниматель, работающий в другой стране, не имеет права нарушать ее законы.

Что же в этом случае принимать за нарушение прав человека? Является ли таковым строительство гидроэлектростанции в Индии, из-за которого пришлось переселить сотни тысяч человек вопреки их воле? Если да, то какова степень вины немецких фирм-участниц строительства? И главное, как быть с тем, что основная задача любого бизнеса — все же зарабатывать прибыль, платя налоги?

В отношении транснациональных корпораций и обязательств по правам человека сейчас выделяется три уровня ответственности, каждый со своими сложностями и дилеммами:

  1. обязательства по соблюдению прав на локальном уровне в отношении непосредственных участников бизнес-операций (персонал, бизнес-партнеры, клиенты, жители и пр.);
  2. обязательства не нарушать права на локальном и национальном уровнях (что может происходить вследствие работы с подрядчиками и поставщиками, нарушающими права человека);
  3. обязательства по соблюдению прав при работе в других странах (где правительства могут участвовать в массовых нарушениях прав человека).

Представим себе многопрофильную международную компанию. Если на первом уровне у нее, вероятно, возникнут вопросы о справедливой зарплате для работников, заботе о персонале и пр., то на втором начнутся сложности. Можно ли покупать хлопок у поставщиков, которые, вероятно, используют детский труд и систему «потогонок»? Можно ли требовать инспекции на предприятиях подрядчиков или поставщиков? А работать в странах, подобных современной Зимбабве или ЮАР во времени апартеида? С одной стороны, бизнес способен оказать положительное воздействие на страну, с другой – компания может стать заложницей конфликта и поставить под угрозу безопасность своих сотрудников и активов. В докладе Джона Рагги, специального представителя генерального секретаря ООН по вопросам бизнеса и прав человека, физическая безопасность сотрудников, активов и окружающего сообщества в регионах со слабой властью или переживающих период конфликтов называется наиболее явной и сложной задачей с точки зрения взаимоотношений прав человека и бизнеса.

В бизнес-секторе нет единства в ответах на эти вопросы. Впрочем, общий подход таков: компании, по меньшей мере, должны делать все от них зависящее, чтобы не нарушать права человека ни прямо, ни косвенно.

Ссылки по теме:

«Бизнес и права человека. Практическое пособие»

Доклад Специального представителя Генерального секретаря ООН Джона Рагги по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях

Глобальный договор ООН