Одним из инструментов реализации социальной политики компаний являются стипендиальные программы. Сегодня это наиболее распространенная разновидность социальных инвестиций. Поскольку существует обширная практика в этой области, методики организации таких программ известны и они практически не ограничены географическими рамками. Стипендиальные программы представляют интерес как для компаний, так и для местного сообщества. Компании благодаря таким программам привлекают на свои предприятия качественные трудовые ресурсы, для студентов и преподавателей учебных заведений – это возможность личностного роста и развития лидерских качеств, а для всего общества – наличие качественной системы обучения.
Индивидуальная поддержка студентов и преподавателей. Грантовая поддержка студентов и преподавателей университетов и колледжей в практике западных компаний (и корпоративных фондов) имеет давние традиции. Во многом благодаря такой целенаправленной помощи удалось «вырастить» многих выдающихся ученых, специалистов, способных генерировать оригинальные продуктивные идеи и решения, создавать научные школы, открывать новые, в том числе междисциплинарные, направления в науке и высшем образовании.
В России поощрение способных студентов на протяжении длительного времени являлось прерогативой образовательных учреждений. Федеральная стипендиальная программа Благотворительного фонда В. Потанина стала первой успешной инициативой, внешней по отношению к администрациям вузов, которая обозначила данное направление как важную общественную задачу. Другим ярким примером целенаправленной поддержки студентов и особенно молодых ученых являются грантовые программы частного фонда Дмитрия Зимина «Династия». Финансовая поддержка этого фонда позволяет молодым ученым образовывать творческие коллективы и малые инновационные компании, способные выйти на рынок с научными идеями и создавать на их основе коммерческий продукт. На протяжении длительного времени программы поддержки студентов и преподавателей осуществляет Благотворительный фонд компании «Лукойл». Награждают талантливых, трудолюбивых, а также успешных в учебе и общественной деятельности студентов небольшими грантами не только частные и корпоративные фонды, но и ряд компаний. Правда, эти гранты пока нельзя рассматривать как «подъемные» средства для начала карьеры ученого или специалиста, но как «прибавку к стипендии» — вполне.
Развитие отраслевой науки. Поддержка профильных вузов или иных учебных заведений – еще одно традиционное направление деятельности компаний. Такая поддержка практиковалась и в советское время – в доступных для этого периода формах. Сегодня подавляющее большинство крупных и заметных на региональном уровне компаний осуществляют программы поддержки учебных заведений, ориентируясь не только на текущие кадровые запросы, но и на перспективные цели развития бизнеса с использованием новых научных разработок.
Традиционно используется несколько форм поддержки организаций профильного образования:
- оснащение вуза современным оборудованием, строительство учебных полигонов, закупка специализированной литературы и т.д.;
- чтение лекций студентам представителями компании;
- проведение научных конференций и семинаров, иногда с приглашением известных специалистов в той или иной профессиональной области,
- организация и проведение стажировок студентов на предприятиях компании и т.д.
С некоторыми оговорками поддержкой учебных заведений можно считать также закупки образовательных услуг вузов – например, финансирование компаниями обучения собственных сотрудников (в рамках повышения квалификации, приобретения дополнительной профессии и т.д.), а также приглашение преподавателей вузов для ведения тренингов и коротких образовательных программ для сотрудников.
Зарубежные компании (в том числе работающие в России) финансируют также профильные исследования, проводимые силами студентов и преподавателей вуза, организацию и проведение стажировок (иногда – при участии третьей стороны, например благотворительного фонда – сделать ссылку) и другие формы.