Работодатели заинтересованы в том, чтобы их сотрудники приносили пользу не только компании, но и обществу
Корпоративное добровольчество – это деятельность компаний, которые одобряют добровольную работу сотрудников на благо общества, и создают для этого условия. Ни о каком принуждении к добровольному труду речи не идет — компания не настаивает, а лишь поощряет.
Для чего это нужно компаниям?
Одна из причин, по которым компании практикуют корпоративное добровольчество, состоит в том, что это выгодно. Свыше 90% компаний, входящих в список мировых лидеров Fortune 500, реализуют программы корпоративного добровольчества.
Программы корпоративного добровольчества — это инвестиции в персонал, в профессиональный и личностный рост сотрудников. Добровольный труд дает дополнительный опыт. Непривычная обстановка, новые люди, новая сфера деятельности – все это мобилизует человека, развивает навыки общения и лидерские качества, заставляет искать творческие решения и т.д. Опыт добровольчества приносит моральное удовлетворение, повышает уверенность в себе, помогает лучше понимать, что происходит в обществе, чем живет мир за стенами офиса.
О том, какую роль для компании могут играть программы корпоративного добровольчества, писал в своей книге «Путь успеха: как работает корпорация IBM» Ф. Дж. Роджерс, который десять лет занимал пост вице-президента IBM по маркетингу. Роджерс утверждает, что в конце 1980-х годов IBM удалось преодолеть управленческий кризис именно благодаря тому, что компания связала филантропическую деятельность и волонтерство с политикой в области человеческих ресурсов.
Корпоративное добровольчество помогает расширять контакты с местным сообществом, улучшать деловую и социальную репутацию бизнеса в глазах населения. Это инвестиции в социальную сферу, в решение острых социальных проблем. Бизнес заинтересован в том, чтобы работать в комфортной социальной среде, и разные компании вносят посильный вклад в улучшение социального климата.
Чем могут заниматься сотрудники компаний в рамках программ корпоративного добровольчества?
Корпоративное добровольчество принимает разные формы. Это может быть профессиональная волонтерская деятельность (допустим, сотрудники юридической фирмы предоставляют бесплатные юридические услуги), может быть деятельность, непосредственно связанная с местом основной работы (например, сотрудник проводит на предприятии экскурсию для школьников).
Одной из самых популярных форм остается помощь «лицом к лицу» — работа с конкретными группами получателей помощи – школьниками, детьми-сиротами в детских учреждениях (сотрудники могут выступать, скажем, в роли наставников) и т.д.
Часто компании поддерживают акции некоммерческих организаций (например, сотрудники участвуют в «десантах» экологических НКО).
Практикуются добровольческие программы для сотрудников, выходящих на пенсию, программы семейного волонтерства и т.д. Многие международные компании ежегодно проводят День добровольца или Неделю добровольца – как правило, они направлены на отдельную социальную проблему и проходят одновременно во всех офисах.
В рамках корпоративного добровольчества могут осуществляться самые масштабные проекты. Например, программы Pro bono (от латинского Pro bono publico — во имя общественного блага) крупных компаний могут быть адресованы местному сообществу целых городов. Так, после трагических событий 11 сентября 2001 года в США семь ведущих международных консалтинговых компаний (McKinsey, А.Т. Kearney, Booz-Allen & Hamilton Inc., BCG, KPMG LLP, PwC Consulting, Bain&Соmpany) совместно провели исследование по 14 отраслям городского хозяйства Нью-Йорка и разработали рекомендации по их скорейшему восстановлению. И в то же время такого рода корпоративные программы могут касаться отдельных социальных групп, нескольких организаций, нуждающихся в профессиональных, организационных и других ресурсах.
В России и за рубежом
Корпоративное добровольчество у нас пока не стало массовым явлением. Тем не менее представители российского бизнеса проявляют к этой теме повышенный интерес. Во многих компаниях уже есть специалисты, которые занимаются развитием программ по корпоративному добровольчеству, и это, очевидно, свидетельствует о серьезности их намерений. «Корпоративное добровольчество» — одна из номинаций Национальной общественной награды в области добровольчества, которая ежегодно вручается с 2005 года.
Технологии корпоративного добровольчества в России активно применяют в основном представительства зарубежных и международных корпораций, но уже есть и российские образцы. Часто программы корпоративного добровольчества реализуются в сотрудничестве с некоммерческими организациями. Они могут работать с одной компанией или предлагать участие в проекте целому ряду корпораций.