Форум Доноров представил «Доклад о корпоративной благотворительности в России», призванный восполнить дефицит систематизированной информации о социальных инвестициях бизнеса. Эксперты проанализировали данные за 2011-2014 годы. Презентация доклада приурочена к Международному дню корпоративной благотворительности, который по традиции отмечается в третий понедельник февраля.
В основу исследования легли данные, предоставленные 59 компаниями для участия в проекте «Лидеры корпоративной благотворительности» в 2011-2014 годах. Выявлением тенденций и интерпретацией текущего состояния развития корпоративной благотворительности в России на основе представленного материала занялась Высшая школа менеджмента СПбГУ. Доклад вышел при поддержке ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания».
Эксперты проанализировали в докладе такие показатели, как стратегия корпоративной благотворительности, направления и формы реализации корпоративных благотворительных программ, управление корпоративной благотворительностью, представили своеобразные портреты лидеров корпоративной благотворительности 2011-2014 годов.
Как показывает исследование, подавляющая часть компаний-респондентов имеют формализованные стратегии корпоративной благотворительности, преимущественно направленные на инновационное создание «социальной ценности». Эти стратегии отражаются во внутренних документах компании, политиках и планах развития корпоративной благотворительности. Бюджет, как правило, формируется по принципу выделения на год фиксированных сумм, составляющих от 2 млн до 2 млрд рублей.
Интерес к укреплению сотрудничества с крупными федеральными некоммерческими организациями у компаний растет, но компании-респонденты предпочитают развивать корпоративную благотворительность в рамках собственных проектов и программ. Ведущими направлениями деятельности являются поддержка образования и просвещения, социальная работа, развитие местных сообществ. При этом все добывающие компании сырьевых отраслей (100%!) занимаются развитием местных сообществ, что объясняется, прежде всего, их статусом регионообразующих предприятий. Чаще всего компании используют такие формы поддержки своей социальной деятельности, как волонтерские программы (более 82%) и сбор частных пожертвований (74,6%).
Управление корпоративной благотворительностью осуществляется силами сотрудников и подразделений. 98,3% компаний отмечают, что занимаются оценкой результатов благотворительных проектов и программ, причем 81,4% придерживаются утвержденной стратегии и соотносят с ней полученные результаты.
Анализ данных позволил также представить своеобразные портреты компаний-лидеров. Большинство компаний формируют бюджеты на основании фиксированной на год суммы, причем почти 50% учитывают при этом административные расходы. Подавляющее большинство компаний закрепляет стратегию благотворительной деятельности в двухуровневой системе документального закрепления стратегий корпоративной благотворительности. Главными направлениями благотворительных проектов и программ остаются «образование, просвещение», «помощь, развитие местных сообществ» и «социальная работа, социальная защита». Основные формы – собственные программы и партнерские программы.
«96,6% компаний имеют формализованные стратегии корпоративной благотворительности. И это здорово. При этом четко прослеживается ориентация на создание социальной ценности. 88% компаний направлены на это через участие в решении конкретных социальных и/или экологических проблем. Это хороший результат, который показывает, что несмотря на дискуссии о корпоративной благотворительности, основная часть трактует целеполагание в классическом варианте благотворительности – создание социальной ценности. 34% компаний отметили в качестве цели повышение конкурентоспособности в бизнесе, но при этом также обозначили создание социальной ценности. Четкое понимание у компаний, что социальная ценность – это цель, растет», — отметил директор Центра КСО им. ПрайсвотерхаусКуперс Высшей школы менеджмента СПбГУ Юрий Благов.
По его словам, выводы показывают, что корпоративная благотворительность ведущих российских компаний выдержала испытание кризисом и превратилась в устойчивый элемент их корпоративной социальной деятельности. Проекты компаний отражают специфику социально-экономического развития нашей страны, но при этом вполне сравнимы с «лучшими практиками», демонстрируемыми глобальными лидерами в этой специфической области».
Юлия Вяткина
Источник: Агентствосоциальной информации