Одним из инструментов
реализации социальной политики компаний
являются стипендиальные программы. Сегодня
это наиболее распространенная разновидность
социальных инвестиций. Поскольку существует
обширная практика в этой области, методики
организации таких программ известны и
они практически не ограничены географическими
рамками. Стипендиальные программы представляют
интерес как для компаний, так и для местного
сообщества. Компании благодаря таким программам
привлекают на свои предприятия качественные
трудовые ресурсы, для студентов и преподавателей
учебных заведений – это возможность личностного
роста и развития лидерских качеств, а для
всего общества – наличие качественной
системы обучения.
Индивидуальная
поддержка студентов и преподавателей.
Грантовая поддержка студентов и преподавателей
университетов и колледжей в практике западных
компаний (и корпоративных фондов – сделать
ссылку) имеет давние традиции. Во многом
благодаря такой целенаправленной помощи
удалось «вырастить» многих выдающихся ученых,
специалистов, способных генерировать оригинальные
продуктивные идеи и решения, создавать
научные школы, открывать новые, в том числе
междисциплинарные, направления в науке
и высшем образовании.
В России поощрение
способных студентов на протяжении длительного
времени являлось прерогативой образовательных
учреждений. Федеральная стипендиальная
программа Благотворительного фонда В.
Потанина стала первой успешной инициативой,
внешней по отношению к администрациям
вузов, которая обозначила данное направление
как важную общественную задачу. Другим
ярким примером целенаправленной поддержки
студентов и особенно молодых ученых являются
грантовые программы частного фонда Дмитрия
Зимина «Династия». Финансовая поддержка
этого фонда позволяет молодым ученым образовывать
творческие коллективы и малые инновационные
компании, способные выйти на рынок с научными
идеями и создавать на их основе коммерческий
продукт. На протяжении длительного времени
программы поддержки студентов и преподавателей
осуществляет Благотворительный фонд компании
«Лукойл». Награждают талантливых, трудолюбивых,
а также успешных в учебе и общественной
деятельности студентов небольшими грантами
не только частные и корпоративные фонды,
но и ряд компаний. Правда, эти гранты пока
нельзя рассматривать как «подъемные» средства
для начала карьеры ученого или специалиста,
но как «прибавку к стипендии» - вполне.
Развитие отраслевой
науки.
Поддержка профильных вузов или иных
учебных заведений – еще одно традиционное
направление деятельности компаний. Такая
поддержка практиковалась и в советское
время – в доступных для этого периода формах.
Сегодня подавляющее большинство крупных
и заметных на региональном уровне компаний
осуществляют программы поддержки учебных
заведений, ориентируясь не только на текущие
кадровые запросы, но и на перспективные
цели развития бизнеса с использованием
новых научных разработок.
Традиционно
используется несколько форм поддержки
организаций профильного образования:
- оснащение вуза
современным оборудованием, строительство
учебных полигонов, закупка специализированной
литературы и т.д.;
- чтение лекций
студентам представителями компании;
- проведение
научных конференций и семинаров, иногда
с приглашением известных специалистов
в той или иной профессиональной области,
- организация
и проведение стажировок студентов на предприятиях
компании и т.д.
С некоторыми
оговорками поддержкой учебных заведений
можно считать также закупки образовательных
услуг вузов – например, финансирование
компаниями обучения собственных сотрудников
(в рамках повышения квалификации, приобретения
дополнительной профессии и т.д.), а также
приглашение преподавателей вузов для ведения
тренингов и коротких образовательных программ
для сотрудников.
Зарубежные компании
(в том числе работающие в России) финансируют
также профильные исследования, проводимые
силами студентов и преподавателей вуза,
организацию и проведение стажировок (иногда
– при участии третьей стороны, например
благотворительного фонда – сделать ссылку)
и другие формы.
|